Оксана Меледина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Птицы-наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Птицы – наши друзья
Цель: уточнение и расширение представлений детей о птицах, воспитание доброго заботливого отношение к птицам.
Задачи:
Образовательные:
-формировать экологические представления об окружающем мире птиц;
- совершенствовать грамматический строй речи.
Воспитательные:
-воспитывать научность познания, терпеливое выслушивание объяснений ребёнка, поддержка его мысли;
-воспитывать любознательность и интерес к рассматриванию явлений природы.
Развивающие:
-поддерживать умение и готовность общаться с природой;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „Птицы-наши друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-закладывать основы научно-познавательного мышления.
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска
Презентация «Птицы – наши дузья»
Разрезные картинки птицы 5 комплектов
Маленькие силуэты птиц по 4шт. на каждого ребёнка
Картинка – пейзаж на каждого ребёнка
Клеящий карандаш, дощечка, салфетка по количеству детей
Символы солнца и снега для игры
Свиток – письмо
Шкатулка
Мини – музей «Птицы»
Песня Пугачевой А. Б. «Расскажите птицы»
Звучит песня Пугачевой А. Б. «Расскажите птицы», дети и воспитатель заходят в зал.
Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости! Ребята, давайте подарим нашим гостям улыбку.
За окном слышны птичьи голоса.
Воспитатель:
Что за шум, что за гам
Раздаётся тут и там (В. идет к окну, берет свиток)
Это нам пришло письмо
Детям оно обращено.
Введение в проблему (Письмо в оригинальном обрамлении)
Воспитатель:
(В. читает письмо от птиц)
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам птицы. Мы каждый день за вами наблюдаем и очень много о вас знаем: ваши имена, одежду, любимые игры, голоса. А что вы знаете о нас? Если вы за нами наблюдаете, то узнаёте много интересного. И мы подружимся».
На интерактивной доске появляются силуэты 2-3-х птиц (ячейка № 1)
-Ребята, а что мы знаем о птицах?
-Что мы хотим знать о них?
-Как о птицах узнать?
(Выслушать предполагаемые ответы детей)
Воспитатель:
Работа со схемой «Птицы» на интерактивной доске
-Ребята, любой предмет не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком-то специальном месте. Например, дикие животные. Они живут в лесу, на нашей планете Земля. А теперь давайте попробуем разобраться, частью чего являются птицы? (Ответы детей)
На интерактивной доске появляются силуэты птиц в маленьком круге и накладываются на большой силуэт Земли (ячейка № 2)
Частью обитателей планеты Земля.
На интерактивной доске появляются силуэты птиц на круге, разделённом на сектора (ячейка № 3).
Воспитатель:
-Из каких частей тела состоят птицы? (предположительные ответы детей).
Вывод: Да, действительно у всех птиц есть клюв, хвост, крылья, лапы, но они имеют разные формы и цвет оперения.
(звучат голоса птиц)
Что за шум, что за гам
Снова слышно тут и там (В. находит шкатулку с заданиями)
Нам шкатулочка пришла
Это птичкины дела!
(Открывает шкатулку и говорит)
А шкатулочка с сюрпризом,
здесь находится игра
«Угадай по части тела»
Какая птица спрятана? (чей хвост, чьё крыло, чья голова, чей клюв)
Для этого я прошу вас объединиться в пары и собрать пазл птица (звучит музыка из передачи «В мире животных»)
Воспитатель: Чем славиться соловей? (пением) Зачем грач ходит по полям за пахарем? (в земле много червей и насекомых, личинок майских жуков) С каким изобретением человека можно сравнить птицу? (с самолётом) Что делает кукушка со своими яйцами? (подкидывает в чужие гнёзда).
Вывод: мир птиц очень неоднороден : они бывают большие, маленькие, водоплавающие, летающие.
На интерактивной доске появляется кружок с символами яйца и птенцов со стрелкой влево (ячейка № 4)и кружок со стрелкой вправо (ячейка № 5) с символами произведений искусств: картинах, музыке, хореографии.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите и подумайте, что обозначает кружок со стрелкой влево и кружок со стрелкой вправо ( рассуждения детей: раньше птица была яйцом, птенцом, по версии учёных произошла от динозавров, а став взрослой птицей, будет радовать нас своим пением, оперением и т. д.
Вывод: Действительно, в прошлом птицы были яйцами, птенцами. Свою любовь к птицам люди выражают в произведениях искусства: музыке, хореографии, пении, поэзии. Великие художники пишут картины (показ картины, народные мастера – умельцы создают своими руками игрушки – свистульки, птицы счастья, плетут, вышивают, расписывают предметы быта, поэты пишут стихи.
Предложить послушать стихи детей.
Воспитатель: (от имени птиц, читая письмо)
-Читаем письмо дальше?
На интерактивной доске появляется пустой лес.
«Ребята! Как хорошо, что вы много о нас знаете! Но у нас к вам большая просьба: расселите нас, пожалуйста. Мы вам будем очень благодарны».
(дети расселяют птиц : соловья на ветке берёзы вверху справа, грача – справа от подснежников, иволгу – слева от пня, кукушку – в гнездо)
Звучит пение птиц, проверяем правильность выполнения задания на интерактивной доске. Вопросы детям: На чём сидит соловей? Рядом с чем находиться грач? Где сидит иволга? Куда забралась кукушка?
Воспитатель:
«Ребята!- пишут вам птицы, живущие на вашей площадке. «Мы часто наблюдаем, как вы играете. Мы и сами любим поиграть. Но зимой нам надо экономить силы, зимой не до веселья!»
Воспитатель:
-Ребята, какие птицы нам об этом пишут? (зимующие). Назовите птиц.
На интерактивной доске появляется кружок со знаком – (минус) в середине.
(ячейка № 6).
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, почему зимующие птицы нам об этом пишут?
Что означает этот знак минус? ( предположительные ответы детей: у птиц есть враги - человек, хищники, холодная зима, плохая погода и др.)
-Да, оказывается, у наших пернатых друзей есть враги.
На интерактивной доске появляется кружок со знаком + (плюс) в середине - (ячейка № 7).
Воспитатель: Что означает знак плюс? (что-то положительное, хорошее)
Воспитатель:
-А чем же им можно помочь? Давайте придумаем план по спасению птиц зимой!
(Дети перечисляют, воспитатель записывает.)
1. Узнать, чем питаются птицы.
2. Подготовить с осени корм: собрать семена подсолнуха, арбуза, тыквы, кабачков, овса, проса, плоды шиповника, боярышника, рябины.
3. Изготовить и развесить кормушки на участке детского сада и во дворе своего дома.
Воспитатель:
Но у наших птиц есть и друзья! Попробуйте назвать их! (Человек, домики, солнышко, подсолнечник и т. д.).
Ребята, как вы думаете, мы можем считаться друзьями птиц? А какой он, настоящий друг птиц?
Никогда не трогает птичьи гнезда, а уж тем более не вынимает из них яйца и птенцов.
Не берё т в лес собаку: она может найти гнездо и съесть птенцов.
Не берёт птенцов домой, ведь все равно их не выкормить.
Бережёт птиц зимой, когда им особенно тяжело и подкармливает их.
Мастерит домики и кормушки для птиц
Воспитатель:
И вам, ребята, подарок от птиц - игра «Зимующие и перелётные птицы».
Дети летают по залу под пение «Вот летали птички, птички невелички
Всё летали и летали воробьями стали» на слова зимующих (голубями, снегирями, сороками) птиц дети бегут к символу снега, перелётных (соловьями, журавлями, аистами) птиц – к символу солнца.
На интерактивной доске появляется кружок со знаком? (вопрос) в середине - (ячейка № 8).
Воспитатель:
-А вот и наша любимая рубрика «Загадки природы» (домашнее задание родителям и детям)
1. Есть птицы, которые делают запасы на зиму. Интересно, как они «удерживают» сами себя от того, чтобы не съесть запасы сразу? Вот медвежонок Винни-Пух не мог остановиться, чтобы сделать себе запас мёда. Он его съедал сразу же.
А что по этому поводу думают наши дети? Внимание на экран. (Видеоролик)
Задание предложить гостям.
(После раздать домашнее задание гостям.)
2. Говорят, что некоторые птицы вылетают в тёплые края, потому что им нечего есть. А почему они не делают себе запасы на зиму? Может быть, они улетают по другим причинам?
3. Известно, что насекомые - корм для многих птиц. Известно и то, что многие птицы питаются плодами разных растений. Существует ли связь между птицами, насекомыми и зимней едой птиц?
На интерактивной доске лес с птицами и звуки природы.
Воспитатель:
-Я думаю, что теперь, когда вы столько узнали о птицах, вы постараетесь
относиться к ним бережно. А я заканчиваю читать письмо от птиц.
(продолжает читать письмо от птиц)
«Ребята, вы не забывайте нас. Выходите на прогулку, мы вам будем очень рады!»
Помните! Мы – ваши друзья. БЕРЕГИТЕ ПТИЦ!
Охраняй птиц
Иосиф Гришашвили
Милый, птиц ловить не надо!
Будут птицы на свободе –
Вредных гусениц не станет
Ни в саду, ни в огороде.
Сделай гнёздышки - домишки
На ветвях для птичек малых
Да следи, чтоб коршун хищный
Не ломал, не разорял их.
Нет вредителям пощады!
Пусть не губят урожаи!
Мы друзей встречаем дружбой,
А врагов уничтожаем.
Обижать птенцов не надо!
Будут птицы на свободе –
Вредных гусениц не станет
Ни в саду, ни в огороде.