Уткина Татьяна Александровна
Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средством проектной деятельности.
Проект на тему : «Жизнь дана на добрые дела»
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Публикация «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах
Актуальность темы:
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна. На сегодняшний день наше общество достигло неоспоримых высот в научно-технической сфере. Однако в нравственной и духовной сфере наблюдается снижение уровня развития, что вызывает беспокойство у специалистов разных профилей, поскольку сохранение существующих тенденций грозит гибельными последствиями. В процессе развития детей, ценностные ориентиры стремительно отходят на второй план. Родители, при воспитании подрастающего поколения, делают акцент на интеллектуальное развитие, забывая о важности и значимости духовно-нравственной составляющей развития. Стоит отметить, что классики отечественной психологии и педагогики (Каптерев П. Ф., Вентцель К. М., Рубинштейн М. М.) нравственное развитие и воспитание называли стержнем личности, считая его более значимым, чем развитие интеллекта. Замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами отрицательно сказывается на развитии ребенка в целом, в том числе и на нравственной сфере.
Цель проекта : формирование у детей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР нравственных представлений.
Задачи проекта :
1. Учить детей ориентироваться в нравственных нормах и межличностных отношениях.
2. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
3. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
4. Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
5. Формировать представление детей о добре и зле, щедрости-жадности, правде – лжи, трудолюбие - лени, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
6. Закреплять знания о добре, щедрости, правдивости и трудолюбии.
7. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
Участники проекта :
Воспитатели, дети старшей группы с ЗПР, родители.
Срок реализации проекта : 1 месяц (февраль 2016 года)
Этапы реализации проекта :
1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала, игр, стихов, загадок, песен, мультфильмов.
2. Составление плана проекта.
3. Диагностика знаний детей.
4. Подготовка консультаций, буклетов для родителей.
5. Разработка анкеты.
6. Анкетирование родителей.
Основной этап.
1. Реализация проекта по плану
Итоговый этап:
1. Изготовление альбомов с пословицами и поговорками «Добро зло», «Щедрость жадность», «Правда ложь», «Трудолюбие лень».
2. Изготовление кормушки.
3. Диагностика знаний детей.
4. Создание презентации проекта.
Реализация проекта :
1неделя. «Добро не умрет, а зло пропадет»
Непосредственная образовательная деятельность :
• Формирование целостной картины мира «Что такое доброта»
Цель: дать детям первоначальные представления о доброте, как о необходимом качестве человека.
• Лепка «Четвероногий друг»
• Рисование «Крот и его друзья»
• Развитие речи чтение сказки «Крошечка Хаврошечка»
Цель: продолжать развивать умение осознавать и оценивать нравственные нормы поведения.
• Рисование «Крошечка Хаврошечка»
Организация деятельности в режимных моментах :
• Беседы: «Вместе тесно, а врозь скучно», «Добрые дела», «Урок дружбы»
• Прослушивание песен «Если добрый ты», «Настоящий друг»;
• Рассматривание иллюстраций «Что значит быть добрым», «Крот и его друзья». «Крошечка – Хаврошечка», «Кораблик»;
• Игры «Добрые слова», «Добро и зло», «Доскажи пословицу», «Подумай о доброте», «Добрые герои сказок», «Назови пословицу которая тебе нравится», «Назови какие знаешь пословицы о дружбе»;
• Настольные игры «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Добрые герои сказок», «Можно – нельзя», «Мозайка»;
• Просмотр мультфильмов «Грибок теремок», «Мой друг зонтик», «Крошечка –Хаврошечка», «Кораблик»;
• Раскрашивание раскрасок «Под грибком», «Собака друг»
• Инсценировка сказок «Крот и его друзья», «Крошечка Хаврошечка»;
Взаимодействие с родителями:
• Организация выставки рисунков «Под грибком», «Четвероногий друг», «Крот и его друзья», «Крошечка Хаврошечка»;
• Информация для родителей «Как воспитать в ребенке доброту», «Нравственное воспитание ребенка в семье», «Как важно детям читать книги», «Секреты детской дружбы» (папка передвижка);
• Выучить пословицу – поговорку о добре и зле, о дружбе, мирилок;
• Нарисовать рисунок к пословицам;
• Оформление альбома «О добре и зле»;
• Просмотр дома с детьми мультфильма «Чуня», «Верните Рекса»;
2неделя. «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе не ладен».
Непосредственная образовательная деятельность :
• Формирование целостной картины мира «О щедрости и жадности»
Цель: формировать представления о жадности и щедрости как о качествах личности человека, мотивацию к щедрым поступкам.
• Аппликация «Букет для мамы»
• Рисование «Жадный мышонок»
• Развитие речи чтение сказки «Два жадных медвежонка»
Цель: знакомство детей с венгерской сказкой «Два жадных медвежонка», закреплять нравственные представления детей о щедрости и жадности.
• Рисование «Два жадных медвежонка»
Организация деятельности в режимных моментах :
• Беседы: «Не будь жадным»,
• Чтение стихотворения «Жадина» Я. Акима, «Жадность» Т. Казырина,
«Жадный медвежонок»; «Жадный кармашек» (Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет : Метод пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – С. 109)
• «Минутка психогимнастики»;
• Игры: «Щедрый жадный», «Мои хорошие поступки», «Пословичный круг», «Цепочка щедрости», «Ленточка щедрости», «Закончи пословицу», «Мозайка», «Собери пословицу», «Оцени поступок»;
• Ситуативный разговор «Чем порадовать друга»;
• Рассматривание иллюстраций, ситуаций;
• Составление разрезных картинок;
• Раскрашивание раскрасок ««Мешок яблок», «Два жадных медвежонка»;
• Инсценировка сказки «Два жадных медвежонка»
• Просмотр мультфильмов: «Сказка о жадности», «Мешок яблок», «Сладкий
родник», «Два жадных медвежонка»,
Взаимодействие с родителями:
• Организация выставки рисунков «Сказка о жадности», «Букет для мамы», «Жадный мышонок», «Два жадных медвежонка»;
• Информация для родителей – «Детская жадность причины и рекомендации родителям», «Как помочь ребенку научиться делиться», «Как научить детей щедрости»;
• Выучить пословицу – поговорку о щедрости и жадности, о правде и лжи;
• Нарисовать рисунок к пословицам, к сказке;
• Чтение дома детям сказки «Почему заяц не стал дружить с белочкой»
• Оформление альбома «Щедрость – жадность»
3неделя. «Правда любит свет, а ложь тьму».
Непосредственная образовательная деятельность :
• Формирование целостной картины мира «Ложь человека не красит»
Цель: дать детям представления о лжи, как об отрицательном качестве человека.
• Лепка «Правда всегда дороже»
• Рисование «Карасик»
• Развитие речи - чтение рассказа Л Толстого «Косточка»;
• Цель: знакомство детей с рассказом «Косточка» закреплять нравственные представления детей о лжи как об отрицательном качестве человека.
• Рисование «Волшебное варенье»
Организация деятельности в режимных моментах :
• Беседы: «Честность», «Доброе дело правду говори смело», «Спасибо за правду», «Правда всегда узнается», «Коля принес в детский сад краски»;
• Игры: «Оцени поступки», «Круг честности», «Продолжи начатое», «Собери пословицу», «Доскажи пословицу», «Назови пословицу которая тебе нравится», «Лицо лжи», «Четвертый лишний» «Оцени героя сказки»;
• Инсценировка сказки «Волк и лиса», «Дереза»;
• Чтение и толкование пословиц и поговорок о правде и лжи;
• Динамическая минутка «Птица правды»;
• Рассматривание иллюстрации и оценивание ситуации «Дети играли в комнате в мяч»
• Раскрашивание раскрасок;
• Этюд ( показать выражением лица: боль, веселье, испуг которые испытывал заяц);
• Просмотр мультфильмов: «Заяц симулянт», «Замок лгунов», «Дереза», «Маша и волшебное варенье», «Волк и лиса»;
Взаимодействие с родителями:
• Организация выставки рисунков «Тарелочка для Светы», «Карасик» «Волшебное варенье»
• Информация для родителей «Детская лож причины и рекомендации», «Как научить ребенка говорить правду»;
• Выучить пословицу – поговорку о «правде и лжи»;
• Нарисовать рисунок к пословицам;
• Чтение дома детям «Корова», «Карасик», «Что легче», «Честный мальчик»;
• Заучивание стихотворения «Не обманывай и не сплетничай»;
• Оформление альбома «Правда – ложь»;
4неделя. «Терпение и труд все перетрут»
Непосредственная образовательная деятельность :
• Формирование целостной картины мира «Маленькое дело лучше большого безделья»
Цель: Цель: формирование нравственных представлений о труде и лени как противоположных качествах человека.
• Аппликация «Все профессии нужны, все профессии важны»
• Рисование «Синичка», «Петушок»
• Развитие речи чтение нанайской сказки в обработке Д. Нагишкина «Айога»
Организация деятельности в режимных моментах :
• Беседы: «Кем быть», «У ленивого Федотки всегда отговорки», «Без труда не будет и плода», «Не сиди сложа руки так не будет скуки»;
• Отгадывание загадок «Профессии»;
• Труд: работа в уголке природы, помощь младшему воспитателю, кормление птиц, помощь малышам в сборе на прогулку;
• Игры: «Кто что делает», «Найди ошибку». «Профессии», «Я должен, я не должен», «Пословичный круг», «Доскажи словечко», ««Как я дома помогаю»,
• Конструирование из бумаги «Лошадка» в подарок детям младшей группы, «Божья коровка», изготовление шапки невидимки;
• Рассматривание иллюстраций о труде, профессии, «Как маша стала большой»;
• Сюжетно ролевые игры: «Строители», «Шоферы», «Повара»;
• Чтение и толкование пословиц и поговорок о труде, «У ленивого Федотки всегда отговорки»,
• Творческое задание «Маленькое дело»
• Рисование к мультфильму «Дудочка и кувшинчик»;
• Раскрашивание раскрасок о труде, «Колосок»
• Сложи картинку «Профессии»;
• Заучивание поговорки «Труд человека кормит, а лень портит»
• Просмотр мультфильмов: «Чем пахнут ремесла», «Про лень», «Шапка – невидимка», «Дудочка и кувшинчик», «Колосок»;
Взаимодействие с родителями:
• Организация выставки рисунков «Синичка», «Дудочка и кувшинчик», «Крыть и верть», «Все профессии важны, все профессии важны»;
• Информация для родителей «Как вырастить трудолюбивого ребенка», «В труде воспитывается воля», «Труд дошкольника в семье», «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде» (папка передвижка); «Как руководить трудовой деятельностью детей», «Семь правил, чтобы ребенок рос трудолюбивым» - (буклет);
• Выучить пословицу – поговорку о труде;
• Нарисовать рисунок к пословицам о труде;
• Просмотр вместе с детьми мультфильмов «Пирожок», «Вовка в тридевятом царстве»
• Чтение дома детям «Своими руками», «Как хлеб на стол пришел»;
• Оформление альбома пословиц о труде;
• Изготовление кормушки для птиц;