Марина Жугина
Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в младшем дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Публикация «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Для формирования элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста выделила следующие задачи:
1. Знакомить детей с характерными особенностями времен года.
2. Формировать умение у детей узнавать домашних и диких животных, называть их и их детёнышей.
3. Дать представления о свойствах воды, песка, снега.
4. Развивать у детей эмоционально положительное, бережное отношение к живой природе.
Для успешного решения этих задач мною было разработано тематическое планирование, в котором отражены различные формы работы (беседы, целевые прогулки, дидактические игры, чтение художественной литературы, эксперименты с песком, водой, снегом).
В группе организовано экологическое пространство, где находятся: календарь природы, библиотека, муляжи овощей и фруктов,дидактические, настольно - печатные игры, игры – инсценировки, подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе, о временах года, о домашних и диких животных. Также в группе имеется уголок для экспериментирования, где с детьми можно проводить опыты с водой и песком.
Игры с песком развивают восприятие, мышление, память, внимания, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию. Формирует у ребенка представления об окружающем мире. Развивает мелкую моторику, глазомер. Успокаивает, расслабляет и снимает психическое напряжение. Позволяет проявлять выдумку, творчество, фантазию («Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук»).
Игры с водой всегда доступны и могут не просто заинтересовать, развлечь, поднять эмоциональный настрой ребёнка, но служить средством познания окружающего мира. Они способствуют развитию, мелкой моторики рук, позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления. Формируется способность к наблюдению, развиваются навыки исследовательского поведения, они учатся делать простые умозаключения, суждения, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности. («Про маленькую капельку», «Тонет, не тонет, плавает»)
Экологические игры и упражнения для младшего дошкольного возраста способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь. Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качество предмета, повадки животных использую стихи, потешки, поговорки, пословицы. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер. Времена года живут как одушевленные существа.
Знакомство с окружающим миром начинаю с наблюдений. Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений я даю время на то, чтобы дети самостоятельно рассмотрели объект, потрогали, затем поясняю, рассказываю, помогаю понять увиденное. Проводила беседы «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло» Проводила практическую деятельность: посадка лука. Наряду с наблюдениями для расширения представление детей о доступных явлениях и предметах использовала игры : дидактические, подвижные, творческие, театрализованные. Младшие дошкольники помогали мне ухаживать за комнатными цветами. Труд малышей происходил под моим наблюдением, я помогала малышам, если они в чём-то затрудняются. На основе наблюдения за явлениями природы учила детей устанавливать простейшие связи и зависимости.
Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе организовала уголок для родителей, где поместила материал экологического содержания. Подготовила консультацию: «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста». Были предложены экологические игры от 2 до 4 лет, которые способствуют эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей («Собери снеговик», «Найди детёныша для мамы», «Достань камешек», «Теплый – холодный» и т. д.)
Родителям группы было предложено просмотр игры-занятия «Волшебный песок».
При проведении занятия дети наблюдали, что песок рассыпается, высыпается. Если песок намочить, то из него можно лепить «пирожки». Также на занятие с детьми мы рисовали песком на световом планшете. Рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Является прекрасным средством развития и саморазвития детей, развития творческого потенциала. Формирует коммуникативные навыки через тренировку мелкой моторики рук, координацию движения, пластику (стимулируют мыслительные процессы, улучшают память и развивают речь). Способствуют снятию эмоциональное напряжение у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей.
Своим опытом работы поделилась с педагогами нашего ДОУ и города. В марте 2016 года мною было проведено игровое занятие «Весенняя прогулка». Целью этого занятия было формирование представления детей о весне, с её характерными признаками. Использовалась аудиозапись «Звуки природы» и техника рисования ватными палочками.
В дальнейшем планирую продолжить работать по данной теме. Провести проект ««Золотая осень». Ознакомить детей с природой. Дать элементарные представления об осени как времени года. Формировать бережное отношение к природе. Развивать творчество.
В рамках экологической тропы на участке нашей группы планирую разработать зону «Деревенский дворик». Для знакомства детей с домашней птицей и домашними животными, их особенности внешнего облика, поведения, их способы передвижения, повадки, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.
Таким образом, считаю, что экологические знания положительно влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за природу родного края, воспитывают гуманное отношение к окружающей среде, формируют первоначальные экологические представления у детей младшего дошкольного возраста.