Получи документы

Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности в качестве пешехода и пассажира

Елена Бабарико
Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности в качестве пешехода и пассажира
▼ Скачать + Заказать документы

Данная тема консультации является весьма актуальной и практически значимой.

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.

Публикация «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности в качестве пешехода и пассажира» размещена в разделах

На сегодняшний день все имеющиеся методические разработки по основам безопасности дорожного движения в значительной степени устарели и не соответствуют правилам дорожного движения. В используемых в настоящее время методических пособиях содержится материал, в должной мере не учитывающий возрастные и психофизиологические особенности его восприятия дошкольниками, нередко даются неправильная трактовка правил дорожного движения и неверные, опасные поведенческие установки, которые могут привести к дорожно-транспортным происшествиям.

По данным статистики, основная причина ДТП с участием детей до 7 лет – их появление на проезжей части дороги без сопровождения взрослого. Вторая по частоте причина ДТП с участием дошкольников – игра на проезжей части.

ДТП по вине дошкольников, как правило, происходят из-за того, что, находясь одни на улице, они не понимают опасности транспортных средств. Поэтому выбегают на проезжую часть перед близко движущимся транспортом. Могут появиться внезапно на проезжей части из-за стоящих транспортных средств, препятствий, сооружений, зелёных насаждений; выехать на велосипеде, роликах, других самокатных средствах; стоять или ходить по проезжей части при наличии тротуара и т. д.

Дошкольник, оказавшийся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, не может, не в состоянии физиологически и психически обеспечить свою безопасность (неразвито боковое зрение, не сформирована координация движений, отсутствует способность быстро принимать решения и т. д.).

Безопасное поведение дошкольника на улице определяется уровнем развития у него психофизиологических особенностей поведения, что отражается на его подготовленности в школьном возрасте к самостоятельному дорожному движению.

Основная цель воспитательной работы должна заключаться не в обучении дошкольников Правилам дорожного движения, а в том, чтобы сформировать у детей необходимые навыки и выработать положительные привычки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Формирование у дошкольников положительных навыков и привычек безопасного поведения на дорогах и в транспорте должно проходить систематически, но ненавязчиво как в непосредственно образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментах, во взаимодействии с родителями.

Объём учебного материала по данной теме должен соответствовать психофизиологическим особенностям развития дошкольников разных возрастных групп. Например, при обучении детей основам безопасности дорожного движения следует учитывать, что дети младшего дошкольного возраста способны запомнить только 2-3 ярких признака предметов, дети средней группы – 3-4, а старшего – 5-6 признаков. Имеется в виду цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета. Кроме этого, объём учебного материала следует органично интегрировать в целостный педагогический процесс. То есть, для большей эффективности его необходимо реализовывать во всех образовательных областях.

Для этого применяются разные формы и методы :

- изготовление с детьми атрибутов и игрушек для непосредственно образовательной деятельности по тематике дорожной безопасности;

- рисование, лепка, конструирование, аппликация;

- настольные, двигательные, сюжетно-ролевые игры, в процессе которых воспитатель обогащает опыт детей, отрабатывает правила поведения пешехода и пассажира;

- развивающие игры способствуют развитию у детей познавательных процессов: наблюдательность, внимательность, память, мышление, речь, умение ориентироваться в окружающей обстановке;

- целевые прогулки проводятся для того, чтобы дошкольники имели представление реальных картин дорожного движения и могли рассуждать об увиденном;

- рассматривание иллюстраций, плакатов, книг, наглядных пособий по дорожной тематике, предполагает понимание и осознания ребёнком опасных и безопасных действий на улице;

- использование стихов, загадок, пословиц, рассказов;

- просмотры телевизионных передач, видеороликов, мультфильмов;

- тренинги;

- беседы;

- моделирование дорожных ситуаций;

- задания по предвидению опасности;

- задания на развитие навыков глазомера за движением транспорта;

- креативные задания, где развиваются творческие способности детей, их логическое мышление, память, речь, двигательные навыки – мелкую моторику рук.

Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Безопасность : Р. Б. Стёркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева: включает программу для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и систему развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста.

Одно из направлений программы – «Ребёнок на улицах города», где авторы предлагают со старшего дошкольного возраста знакомить :

- с устройством проезжей части;

- с «зеброй», светофором и другими дорожными знаками для пешехода;

- с дорожными знаками для водителей: ( предупреждающие: «Дети», «Пешеходный переход»; запрещающие: «Въезд запрещён», «Подача звукового сигнала запрещена»; предписывающими «Движение прямо», «Движение направо»; информационно-указательными «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»);

- с правилами езды на велосипедах;

- о работе ГАИ, милиционера-регулировщика;

- с правилами поведения в транспорте;

-с правилами, если ребёнок потерялся на улице.

Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, занятия и беседы) и направлены на формирование основ безопасного поведения на улице.

В методических рекомендациях: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений рассматриваются организация и содержание программ по воспитанию и формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Дана примерная тематика и программа проведения дидактических занятий с дошкольниками разных возрастных групп, новые педагогические технологии в обучении дошкольников правилам безопасного поведения на улицах, организация профилактической работы с родителями.

Например, методические рекомендации предлагают знакомить детей с устройством проезжей части уже со второй младшей группы ( знакомить с понятиями: улица, тротуар, дорога, светофор, значение его сигналов). В средней группе детям показывают места, где можно ходить пешеходам, пешеходные переходы, наземный «зебра», подземный и надземный (мост, знакомят с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

Кроме этого, в методических рекомендациях прописаны, какие перед поступлением в школу у дошкольников должны быть определённые знания, представления и понимание значение некоторых терминов по тематике дорожной безопасности, какие должны быть сформированы навыки и положительные привычки безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Дорожно-транспортное происшествие с участием детей – всегда трагедия для родителей и родственников. Даже если ребёнок остался жив, получив травмы, даже лёгкие, это остаётся для него психологическим потрясением на всю жизнь. Поэтому воспитатель обязан проводить с родителями дошкольников профилактическую работу. Рассказывать им о причинах и условиях возникновения ДТП с участием детей, о возрастных и психофизиологических особенностях поведения дошкольников на улице, обращать их внимание на то, что дошкольников на улице необходимо всегда держать за руку. С родителями детей, входящих в группу риска (слишком подвижные, активные или, наоборот, заторможенные, медлительные, обсуждать их индивидуальные личностные особенности. Давать педагогические советы родителям, которые испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах. В уголках для родителей вывешивать специально разработанные памятки.

Разнообразные занимательные материалы по правилам дорожного движения для дошкольников (стихи, загадки, ребусы, карточки, описание занятий, игр, конкурсов, КВН и т. д.) можно найти в книгах:

1. 365 уроков безопасности. /Сост. Л. Н. Логинова. – М. : Рольф, 2000.

2. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработка занятий. / Сост. М. А. Фисенко. – Волгоград: ИТД»Корифей», 2006.

3. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработка занятий. / Сост. М. А. Фисенко. – Волгоград: ИТД»Корифей», 2006.

4. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. / Сост. М. Р. Максиняева – М. : ТЦ Сфера, 2003.

5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. ; Под ред. Е. А. Романовой. М. : ТЦ Сфера, 2005.

6. Правила дорожного движения. Подготовительная группа. Занимательные материалы/Сост. Л. Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

Всё содержание, которое дано в методических рекомендациях и программе «Безопасность» можно реализовать как в отдельном недельном проекте: «Правила дорожные знать каждому положено», так и в других: «Внимание, каникулы!» (обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома или при катании на велосипеде и др., «Я–человек» (с правилами, если ребёнок потерялся на улице, «Абакан – уголок для души» (познакомить с правилами поведения в транспорте и т. д.) и др.

Публикации по теме:

Формирование бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования Веками человек был потребителем по отношению к природе. Жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Решать эту проблему,.

«Формирование начал патриотизма как проявление ценностного отношения дошкольников к Родине.» "Формирование начал патриотизма как проявление ценностного отношения дошкольников к Родине. " Самое нужное и самое трудное для семьи и.

Формирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельностиФормирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельности "Секреты рецептов здоровья мы вам раскрываем с любовью!" Желаю Вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее.

Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих Безопасность - это такое состояние человека, которое с определённой вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию,.

Фотоотчет «Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью в рамках образовательной области «Здоровье»Фотоотчет «Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью в рамках образовательной области «Здоровье» В настоящее время одной из наиболее важных глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – вот самое.

Игры на саморегуляцию поведения, формирование сознательного контроля агрессии, обучение социально одобряемым формами поведени ИГРА: "КЕНГУРУ" Игра развивает чувство сопереживания другими, эмпатию, корректирует агрессивные тенденции поведения, учит управлять своим.

Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности По данным пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, из них – дошкольники.

Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности окружающих» Не проходит и дня,чтобы газеты,радио или телевидение не принесли сообщение об очередной аварии. пожаре,катастрофе,стихийном бедствии,преступлении.

Консультация «Формирование толерантного отношения дошкольников друг к другу» Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность. Определение.

НОД в первой младшей группе по правилам безопасного дорожного движения в качестве пешехода «Будем осторожными» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Сказка» г. Бологое НОД в 1 – ой младшей группе по правилам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности в качестве пешехода и пассажира
Опубликовано: 12 ноября 2015 в 17:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности в качестве пешехода и пассажира» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бабарико (УИ 270542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД