Мария Максимова
Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
По данным пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, из них – дошкольники.
Чем это можно объяснить? Во-первых, родители мало обучают детей правилам пожарной безопасности, а во-вторых, в ДОУ еще недостаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами дорожной безопасности.
Публикация «Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности» размещена в разделах
Главная наша цель – формировать у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыки безопасного поведения в быту, на улицах, дорогах; воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Система работы по данной теме включает:
- создание предметной среды – художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки. Дорожные знаки, настольно-печатные и дидактические игры, альбом по дорожному движению, номера телефонов служб;
- совместную деятельность педагога и детей – наблюдение, беседы, дидактические игры, игры-занятия, вечера досуга, КВН, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них;
- работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов, организация совместных досугов;
- взаимосвязь с работниками службы на дорогах, пожарной безопасности.
Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности проводится в три этапа.
Цель 1-го этапа – формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности. Для этого нужно создавать предметную среду, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Ежемесячно работу по формированию правил пожарной безопасности включать в календарный план, знания и умения закреплять в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изодеятельность.
Как свидетельствуют наблюдения, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.
Проведение занятий целесообразно сопровождать показом открыток, картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо напомнить, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, можно показать макет спичечной коробки со спичками, объяснить их устройство и назначение. Занятие нужно построить так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес.
В средней группе проводятся занятия по ознакомлению с правилами пожарной безопасности. В результате у детей появляется стойкий интерес к проблеме возникновения опасных ситуаций и умение вести себя в сложных ситуациях.
Цель 2-го этапа – формировать основы пожарной безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!».
Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. Для этого не только проводятся специально организованные занятия, но происходит знакомство детей с трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.
На занятиях дети знакомятся с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров. Так, во время беседы на тему «Наш дом» фигурируют вопросы: «Почему телевизор можно смотреть только со взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом?».
На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей :
- личностные качества – дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание;
- определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.
В работе используются различные формы и методы, такие, как конкурсы личного и командного первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей. Для проведения сюжетно-ролевых игр имеются игрушки-модели: утюги, плиты.
Внимание обращается на беспрекословное выполнение правил противопожарной безопасности, а также правила «Нельзя!».
«Нельзя» :
- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;
- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы; брать горящие угли;
- класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.
Цели 3-го этапа – формировать правила пожарной безопасности; расширять знания детей о борьбе с огнем; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.
В подготовительной к школе группе дети знакомятся с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарников. Можно проводить экскурсию в пожарную часть, где инспектор детей с пожарной техникой, экипировкой пожарных и средствами тушения пожара. На занятиях детям нужно рассказать, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места (так как это характерно для детей дошкольного возраста, а нужно немедленно постараться выйти из помещения; позвать на помощь взрослых; как погасить маленький огонь песком, водой или ковриком; как вывести из такого помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной части, правильно назвать адрес и свое имя. Знание этого номера следует закреплять в ходе игры, когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду.
Одновременно с изучением правил поведения при возникновении пожара расширять знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого использовать яркие, выразительные плакаты, открытки. Детей знакомить с уголком пожарной безопасности в детском саду, назначением каждого предмета противопожарного оборудования.
Для углубления знаний детей о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода нужно проводить дидактические игры, на занятиях детей знакомить с произведениями художественной литературы по данной тематике, картинами, диафильмами, рассказывающими о борьбе людей с огнем.
На данном этапе целесообразно использовать беседы, логические задачи, вечера развлечений и досуги, способствующие формированию стойких навыков безопасного поведения в быту. Эта тема присутствует также на занятиях по изобразительной деятельности.
Педагогам следует помнить о том, что содержание знаний, умений и навыков должно быть направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой» информации.
Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию поведения в быту.
Работе с семьей отводится особое место, так как без осознания родителями важности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей, без понимания большой значимости личного примера невозможно воспитать в детях умения и навыки безопасного поведения в быту, общественных местах, в природных условиях.
Основные направления работы с родителями включают:
- информирование о фактах неумелого обращения с огнем, ставших причиной несчастных случаев;
- о том, как объяснить детям правила обращения с огнем и огнеопасными предметами;
- формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей умения обращаться с различными бытовыми приборами, навыков проведения при возникновении пожара.
Разнообразны формы работы с семьей :
- беседы о пожарной безопасности;
- размещение в уголке для родителей статей материалов о правилах пожарной безопасности в домашних и природных условиях;
- оформление папок-передвижок по профилактике пожарной безопасности;
- открытые просмотры для родителей занятий с детьми по данной тематике;
- консультации;
- встречи с инспектором пожарной охраны.