Анна Засыпкина
Формирование бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Веками человек был потребителем по отношению к природе. Жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Решать эту проблему, формировать у людей бережное отношение к природе надо начинать с детства.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы.
Публикация «Формирование бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой будет успешным, если создать определенную развивающую среду, работать в системе и творчески, при активном участии родителей.
Большое значение в детском саду уделяется созданию предметно-развивающей среды.
Оформлены :
1. Экологические центры в группе
3. Мини – лаборатория
4. Музей Воздуха
5. Экологическая тропа
6. Сад, огород
В группах созданы экологические центры, с подобранными растениями для детей каждого возраста, а так же оборудованием по уходу за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытов. В детском саду имеется экологический кабинет с прекрасной лабораторией. Собраны коллекции минералов, насекомых, растений. Созданная предметно-развивающая среда способствует организации разнообразной деятельности детей.
К сожалению организованной образовательной деятельности недостаточно чтобы сформировать у дошкольника бережное отношение к природе. Поэтому была создана система работы с включением дополнительного образования детей.
Успешно работает клуб «Юный эколог», в котором дополнительное образование дошкольников осуществляется по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог».
Система экологического воспитания детей ведется по трем направлениям:
1. Работа с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
3. Взаимодействие с организациями.
Работа с детьми проводится в различных формах.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В работе с детьми уделяется большое внимание играм: дидактическим, словесным, сюжетно-ролевым. Всё воспитание и обучение детей строится в личностно-ориентированной модели. Главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаются все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка. В процессе игровой деятельности закрепляются полученные знания и культура поведения в природе. На слайде вы видите сюжетно-ролевую игру «Пожар в лесу». Во время этой игры дети закрепили правила поведения в лесу и правила тушения пожара. Особое внимание детей обращалось на бережное отношение к растениям и обитателям леса.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, взаимодействие детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании является проектирование. Проект в переводе – это план замысел, это «игра всерьез», где результаты значимы и для детей, и для взрослых. Экологический проект помогает ребенку самостоятельно найти ответ на интересующий его вопрос, сделать вывод, представить результат своего исследования. Интересно прошли проекты «Кто спрятался в листочке», «Плесень друг или враг», «Воздух, которым мы дышим», «Как спасти океан и его обитателей». Проектная деятельность способствует формированию интереса к окружающей среде и воспитанию бережного отношения к природе. Ни один проект не проходит без исследовательской деятельности.
В группе имеется лаборатория. В ней ребята проводят опыты со снегом, водой, почвой, песком, воздухом. Исследуем движение воды и воздуха в природе, узнаем условия, необходимые для жизни растений. В группе имеются коллекции комнатных растений, минералов, коллекции семян цветов и деревьев, ребята учатся их классифицировать. Игра «Путешествие по карте», глобус помогают знакомить детей со сторонами света, материками, рельефом, климатом, растительным и животным миром. Пособие «Путешествие по реке времени» дает возможность показать детям, как выглядела земля в прошлом и как она и ее обитатели со временем менялись. Собраны замечательные познавательные книги, детские журналы.
Прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых в саду и на огороде все это расширяет кругозор детей. Большую пользу в работе оказывают имеющиеся в нашем детском саду «Экологическая тропа» и музей «Воздух». В их создании принимали участие не только воспитатели, но и дети, и их родители. Именно по этому детям очень нравится экскурсии, наблюдения, эксперименты на этих объектах.
В сочетании с наблюдениями обязательно занимаемся заполнением календаря природы, это важная совместная деятельность, в процессе которой происходит познавательное общение с детьми.
Большое внимание уделяется чтению художественной литературы. Чтение сказок и рассказов о животных очень нравится детям, они запоминают описание внешнего вида животных их повадки, среду обитания. Художественная литература помогает сформировать положительное эмоциональное отношение к живому. Большую познавательную информацию дети получают во время просмотра фильмов из серии «Твои веселые друзья зверята». У детей появились любимые произведения, которые мы инсценируем. Ребята пробуют самостоятельно сочинять сказки о животных, которые представляем на конкурсе «Экологическая сказка».
Ребятам очень нравится принимать участие в конкурсах поделок из бросового материала «Красота спасет мир», из природного материала «Осеннее превращение», «В гостях у бабушки Агафьи». А также в конкурсе стихов о природе «Раз словечко, два словечко…», экологических плакатов «Пусти природу в сердце», рисунков «Моя родина», «Паучок и червячок». Особенно интересно проходят конкурсы экологических проектов.
Большое значение в воспитании бережного отношения к природе имеет проведение экологических акций и марафонов. В нашем детском саду стали традиционными «Сделаем наш город чище», «Покормите птиц», «Посади дерево», «Не проходите мимо», «Посади комнатное растение». В организации таких мероприятий принимают активное участие родители наших воспитанников.
На современном этапе необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Ведь именно родители являются первым примером поведения человека в природе, именно от них зависит экологическая культура их ребенка. Я согласна с высказыванием Сенека «Трудно привести к добру нравоучениями - легко примером».
Родители с удовольствием принимают участие в акциях и конкурсах. Некоторые мамы и папы вместе со своими детьми создают экологические проекты и выступают с ними на конкурсах. Интересно проходят круглые столы и родительские собрания на экологические темы.
В ходе работы родителям предлагается сходить с детьми в лес, к реке рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Рекомендуются книги для чтения детям, стихи для разучивания. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие представления о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Детские годы, самые важные и какие знания и опыт приобретут дети, зависит от родителей и нас, педагогов.
Наш детский сад взаимодействует с Производственным участком ГУСО Самарского лесхоза и Центром духовной культуры «Радуга». Мы с ребятами посещаем выставки картин о природе, выставку минералов. А лесхоз предоставляет нам посадочный материал для проведения акции «Посади дерево».
Заключение.
Создав определенную эколого-развивающую среду, систематически и творчески организуя детскую деятельность при активном участии родителей, общественных организаций мы положили начало формированию человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой.