Эльвира Насырова
Формирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
"Секреты рецептов здоровья мы вам раскрываем с любовью!"
Желаю Вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие!
С. Я. Маршак
Пояснительная записка
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа – поэты, художники и философы всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.
Публикация «Формирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы считаем, что целесообразность применения метода проектов в экологическом воспитании обусловлена не только тем, что позволяет сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую, творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольников и тем самым сформировать жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение наших воспитанников к окружающему миру.
Цель: создание условий для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы;
• развитие знаний экологического содержания, отражающих взаимосвязи в природе, место и роль человека во взаимоотношениях с природой;
• воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным.
Девиз:
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи: ты же видишь – мы свои!
Атрибутика: Художественная литература, наглядно-демонстрационный материал (гербарии, открытки и др., настольно-дидактические игры, растения группы, муляжи овощей, фруктов, животных и др.
Участники проекта: педагоги и воспитанники старшей и подготовительной групп, родители и другие члены семей.
Длительность проекта: январь – февраль 2015 г.
Предполагаемый результат проекта:
1. Дети:
• появление желания общаться с природой родного края и отражать свои впечатления через разные виды деятельности;
• ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;
• овладение навыками экологически безопасного поведения в природе
2. Родители:
• обогащение родительского опыта приемами воздействия и сотрудничества с ребенком;
• повышение компетентности родителей в вопросах формирования экологической культуры детей.
Также использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта:
педагоги имели возможность проявить свои творческие способности в соответствии со своим профессиональным уровнем;
родители имели возможность принимать непосредственное участие в значимом процессе экологического воспитания детей;
деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить уровень экологической культуры старших дошкольников.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный (организационный)[/b]
Задачи:
1. Определить тему, задачи, цели, содержание проекта и планируемые результаты;
2. Обсудить с родителями проект, выявить возможности, средства, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников.
Деятельность педагога:
• подбор методической литературы;
• обогащение предметно-развивающей среды (художественная литература, настольно-дидактические игры, наглядно-демонстрационный материал, игровое оборудование).
• Составить план работы над проектом.
Деятельность детей:
• Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию
• Объединение детей в рабочие группы
• Распределение ролей
Работа с родителями:
• Родительское собрание на тему: «Чтобы ребенок рос здоровым»
• Анкетирование родителей «Ваше отношение к вопросам воспитания экологической культуры»
II этап – практический (система мероприятий)
Работа с детьми:
Игровая деятельность
• Сюжетно-ролевые игры «На приеме у Айболита», «Магазин овощей и фруктов», «Ферма»
• Экологические игры «Кому что по вкусу?», «Что растет в родном краю?», «Узнай растение», «Азбука здоровья» и др.
• Подвижные игры
Коммуникативная деятельность
• Беседы «Если хочешь быть здоров», «Как растет человек?», «Загадки природы»
• Творческое рассказывание «Здоровый человек – кто это?», «Мои любимые животные», «Какие растения вредные, а какие полезные?»
Познавательно-исследовательская
• Экспериментальная деятельность «Как растения дышат?», «Чем нам могут помочь комнатные цветы?»
• Составление коллажей «Домашние любимцы», составление семейных альбомов о здоровом образе жизни
• Оформление стенгазеты «Полянка здоровья»
Восприятие художественной литературы
• Заучивание стихотворений И. Токмакова «Дуб», «Осинка»; Г. Виеру «У моря»; А. Кушнер «Птицы»Чтение художественной литературы М. Пришвин «Этажи леса»; Б. Заходер «Про всех на свете»; Ф. Троицкий «Отчего зацвел цветок?»; Ю. Коваль «Заячьи тропы»
• Пословицы и поговорки о здоровье, семье
Изобразительная деятельность
• Рисование «Комнатные растения – спутники нашей жизни», «Зоопарк», «Каким видом спорта я хочу заниматься»
• Лепка «Мое любимое домашнее животное», «Дети делают зарядку»
Работа с родителями:
• Экологическая акция «Земля – наш дом»
• Фотоконкурс «Мой домашний питомец»
• Консультация «В здоровом теле – здоровый дух»
III этап – заключительный (подведение итогов)
Деятельность педагогов:
1. Анализ выполнения проекта
2. Оценка результатов и подготовка к презентации проекта
3. Помощь детям в защите проекта
Деятельность детей:
1. Подготовка продукта деятельности к презентации
2. Представление продукта деятельности зрителям
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.