Елена Куренкова
«Формирование начал патриотизма как проявление ценностного отношения дошкольников к Родине.»
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование начал патриотизма как проявление ценностного
отношения дошкольников к Родине. " Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Суть нравственно- патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Публикация «„Формирование начал патриотизма как проявление ценностного отношения дошкольников к Родине,“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие - то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Итак, патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Прежде чем перейти к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, необходимо более подробно остановиться на понятии «воспитание», как центральной категории осмысления воспитательного процесса, профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей и всей науки педагогики в целом.
Исходное значение понятия «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Воспитание - это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации личности. Воспитание в образовательном смысле - это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении. Воспитание - это всегда организованная деятельность ребенка, вовлекающая его в активное взаимодействие с современной ему культурой, тем самым жизнь ребенка наполняется культурным содержанием. Воспитание - это система профессиональной деятельности педагога (педагогов, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контексте современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.
Цели воспитания - системообразующий элемент воспитательной системы, а все остальное - это средства, содержание, формы, методы, деятельность.
Патриотизм можно определить как любовь к Родине, к ее природе, людям, культуре, к своему дому. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Стоит отметить, что патриотическое воспитание востребовано всегда. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине. Нравственно-патриотическое воспитание можно считать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
- особенности дошкольного возраста; - многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире;
- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы). В современной России нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства нравственности и патриотизма очень важно обеспечить дошкольников знаниями о Родине, дать базисные представления о стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются : — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Рекомендации для родителей.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
- Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в общественных местах.
В последнее время, вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни, содержание воспитания становится все более размытым, поскольку воспитание теряет свою основную цель - способствовать становлению четких ценностных ориентиров подрастающего поколения. Понимая данную проблему, педагогическое сообщество направляет свои усилия на то, чтобы в меняющихся социальных условиях выработать оптимальные предпосылки становления личности, с одной стороны, открытой всему новому и способной эффективно решать социальные проблемы, с другой - ориентирующейся на традиционные (национальные и общечеловеческие) ценности. Таким образом, данная проблема является значимой и для коллектива нашего образовательного учреждения, и мы видим ее решение в акценте на нравственно-патриотическом воспитании как одном из основных направлений воспитания личности. Патриотизм как ценностная ориентация личности проявляется, прежде всего, в любви к своему Отечеству, преданности и готовности служить своей Родине. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание создает предпосылки как для социализации личности на основе участия в социально- значимой деятельности, мотивом которой явится желание внести свой вклад в процветание Отечества (страны, города, улицы, так и для укоренения в сознании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации (семья, родной язык, родина, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом). Все это - фундамент становления личности. Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека.
В Законе об образовании РФ указывается, что "воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства".
Актуальность проблемы становления патриотизма как основной личности ценности конкретизируется в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", которая нацеливает на "становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их (граждан) активной жизненной позиции". Именно дошкольный возраст является сензитивным периодом в нравственном воспитании подрастающего поколения, когда происходит приобщение ребенка к общечеловеческим и национальным ценностям в условиях социального партнерства - семьи, школы, детского сада.