Светлана Топунова
Формирование у дошкольников ключевых компетенций в области самообслуживания и поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников
ключевых компетенций в области
самообслуживания и поведения.
Важное значение в жизни человека имеет труд, причем труд добросо-вестный, в котором нет места лени, нерадению и неаккуратности.
Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя. Самообслуживание - это самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отношению к самому себе (одевание, самостоятельный прием пищи, купание, умы-вание, уборка постели и комнаты и т. д.).
Публикация «Формирование у дошкольников ключевых компетенций в области самообслуживания и поведения» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формирование навыков самообслуживания не происходит само по себе. Оно требует строгой организации. Воспитательные результаты такой работы зависят от правильного руководства. В детских учреждениях обу-чение самообслуживанию составляет целое направление работы специа-листов. С детьми, не посещающими детские сады, занимаются родители.
Помощь взрослого в зависимости от возраста ребенка может осуществ-ляться на различных уровнях:
– совместное действие, сопровождаемое комментарием;
– частичная помощь действием;
– помощь в начале действия;
– самостоятельное осуществление действия ребенком под комментарий воспитателя;
– полностью самостоятельное осуществление действия ребенком.
В соответствии с современными требованиями содержание образова-тельной области «Труд» представлено двумя взаимосвязанными раздела-ми «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд», позволяющими обеспечить ориентировку ребёнка в данной области в соответствии с физическими и психическими возможностями детей.
Трудовая деятельность в виде отдельных простейших процес-сов самообслуживания возникает и активно развивается уже на втором году жизни, когда ребёнок способен сам пить и есть, надеть или снять ма-ечку, платье, намылить руки и пр. Значит, раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием и направлены на удовлетворение естественных потребностей в еде, чистоте, одежде. В этой деятельности появляется важнейшее новообразование младшего дошкольника – самостоятельность.
В ходе освоения самообслуживания появляются попытки помочь сверстнику. Это приводит к освоению качественно иной социальной по-зиции, связанной с осознанием себя как субъекта.
Самообслуживание как вид труда объединяет одевание, раздевание, умывание и пр. Освоение трудовых процессов по самообслуживанию в младшем возрасте осуществляется постепенно. Прежде всего, воспитатель помогает ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (намылить ру-ки, надеть колготки и пр., из которых складываются целостные процес-сы самообслуживания (умывание, одевание, раздевание и др.).
Каждому из микропроцессов свойственны:
• целеполагание,
• набор определённых действий,
• своя последовательность выполнения,
• контрольно – проверочные умения,
• Результат
Поэтому, именно в микропроцессах, у детей впервые возникают постанов-ка цели, поиск и освоение способов её достижения, зарождаются контроль-но – оценочные умения.
Вот основные педагогические условия успешного овладения ребёнком позиции субъекта в самообслуживании.
1. Последовательное освоение ребёнком деятельно-сти самообслуживания от микро- до целостного трудового процесса.
2. Наличие у воспитателя многообразия приёмов, стимулирующих стремление ребёнка к самостоятельности, освоение спосо-бов самоконтроля, оценки результата и его коррекция для достижения удовлетворительного качества.
3. Гибкое изменение тактики педагогического руководства по отноше-нию к конкретному ребёнку в зависимости от его умелости, эмоционально-го настроя, индивидуальных особенностей.
4. Создание в группе развивающей материальной среды.
5. Взаимодействие воспитателя с родителями малышей.
Мы, как воспитатели ставим перед собой ряд задач :
1. Помочь ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маечку и т. д.) из которых складываются це-лостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.).
2. Научить соблюдать гигиенические правила, правила поведения за столом во время еды.
3. Сформировать отчётливые представления о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования; правилах обра-щения с предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые прибо-ры).
4. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслужи-вании.
5. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользо-ваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и т. д.)
В детском саду должны быть созданы основные условия для успешно-го формирования навыков самообслуживания : рационально организо-ванная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Работа по формированию навыков самообслуживания на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
ОТ 1 ГОДА Т необходимо поддерживать у детей стремление к самостоятельности. Соблюдать принцип постепенности включения каж-дого ребенка в режимный процесс. Приучать детей этого возраста к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки. После 1 года малышей учат, есть ложкой густую пищу, а после 1,6 мес. - суп. В этом возрасте уже необходимо приучать есть разнообразную пищу, поль-зоваться салфеткой (с помощью взрослого, после еды благодарить взрос-лого (как умеют). По мере взросления ребенка его продолжают учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным поло-тенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Взрослый должен сознательно содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. К 1 году 7 месяцам необходимо приучать ребёнка раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, расстёгнутые сапоги или туфли, рейтузы, шорты и колготки).
2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия: сни-мать и одевать перечисленные одежду и обувь в определённом порядке. К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, при-водить в порядок одежду, причёску, аккуратно и в определённой последо-вательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. Обращать внимание на порядок в комнате.
Способствовать выработке навыка регулировать собственные физио-логические отправления (к 2 годам).
Кроме того, необходимо уже в этом возрасте воспитывать элементар-ные навыки культуры поведения. Для этого взрослому нужно неуклонно продолжать формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать; не шуметь, когда дети ложатся спать; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования, помогать.
Закрепляют умение благодарить после еды взрослых, задвигать стул
У малышей до 3 лет процесс самообслуживания связан с процессами одевания, раздевания, приёма пищи, а также с соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытьё рук, пользование носовым платком и т. п.). Зачастую усилия детей раннего возраста, т. е. до 3 лет, не достигают результата (туфли не одеваются, обе ноги попадают в одну штанину, пуго-вицы «влезают в чужие домики» и т. п.). Малыши стараются, именно по-этому взрослому не стоит спешить ему на помощь, пусть ребенок попыта-ется что-то сделать самостоятельно. Когда ребенок попросит о помощи, прежде чем помочь ему, похвалите его за проявленное трудолюбие.
Формирование навыков самообслуживания в этом возрасте начина-ется с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми. Например, обучая их мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трёт их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей по-вторить все операции в той же последовательности. При этом педагог ста-рается создать хорошее настроение у детей, используя стихотворения, по-тешки, песенки: «Чистая водичка моет Лизе личико, Сереже ладоши, а пальчики – Алёше».
Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, ко-торая гуляла вместе с ними. Она сопровождает свои действия словами: «Вот кукла Маша сняла шапку и положила её на верхнюю полку в шкаф-чик. Посмотри, Маша, сейчас Серёжа и Алена снимут шапки и положат их в шкафчик на полку». И так далее. В процессе обучения необходимо доб-рожелательное поощрение детей, своевременная помощь, поддержка. Это стимулирует активность ребят, вызывает радость, удовлетворение от соб-ственных усилий.
Дети 2-3 лет с помощью взрослого учатся раздеваться в определённой последовательности (расстёгивают пуговицы спереди, молнии, застёжки на обуви, аккуратно складывать вещи.
У ДЕТЕЙ С 3 ДО 4 ЛЕТ необходимо развивать уме-ние самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последова-тельности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пугови-цы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать опрят-ность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при неболь-шой помощи взрослых.
Обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания, важно сохранять их стремление к самостоятельности, которое является самым великим до-стижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. От воспитателя требуется огромное терпение, педагогиче-ский такт, чтобы не погасить детскую инициативу.
Как и для детей до 3-х лет, решающую роль имеют игровые приёмы. Именно они помогают воспитателю более активно воздействовать на ре-бёнка. Предположим, воспитатель вносит новую большую куклу и говорит детям, что она будет жить с нами. Дети знакомятся с куклой, выделяют ей место в шкафу для одежды, в комнате, где спят дети вместе с воспитателем устанавливают кроватку, в кухне отводят место за столом, где она будет кушать и т. д. затем учат куклу навыкам самообслуживания, а кукла в свою очередь даёт оценку действиям детей. Положительная оценка даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Это особенно важно в общении с застенчивы-ми, робкими детьми. Эффективным приё мом является привлечение поло-жительного примера: «Посмотрите, как Лиза правильно и быстро са-пожки надела».
При обучении детей навыкам самообслуживания даёт хороший ре-зультат чтение потешек, небольших стихотворений. «Буль, буль, буль, жур-чит водица. Все ребята любят мыться». Или: «Льётся чистая водица, мы умеем сами мыться»- приговаривает воспитатель, одновременно пока-зывая детям приёмы умывания.
Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель даёт детям новое мыло в красивой обёртке, предлагает развернуть его, рас-смотреть, понюхать: «Какое гладкое мыло, какое душистое! А как, навер-ное, это мыло хорошо пенится! Давайте проверим!».
Действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игру-шек настольного театра, театра бибабо и др. Сюжеты воспитатель вполне может придумать сама: «Как зайка умывается», «Как медвежонок учит Зайку есть красиво и правильно» и т. п.
Педагогу следует обращать внимание на качество выполнения детьми уже освоенных навыков (как ребёнок завернул рукава, насухо ли вытер руки, не забыл ли отнести на батарею для просушки после прогулки мок-рые варежки и т. п. не следует одобрять небрежность и неряшливость.
Кроме того, следует поощрять попытки детей помогать друг другу. Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания случаи иждивенчества.
У ДЕТЕЙ С 4 ДО 5 ЛЕТ необходимо совершенствовать уме-ние самостоятельно одеваться, раздеваться. Следует приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в поря-док (чистить, просушивать). Педагогу необходимо воспитывать у ребён-ка этого возраста стремление быть всегда аккуратным, опрятным.
Усложнением в навыках по самообслуживанию для этого возраста детей является формирование у них навыка и умения самостоятель-но готовить своё рабочее место и убирать его после окончания работы за столом – рисования, лепки, аппликации (мыть баночки, кисти, проти-рать стол и т. д.).
Но педагог продолжает совершенствовать и те навыки самообслужи-вания, которыми дети овладели ранее. Дети этого возраста вполне самостоятельно могут одеваться и раздеваться, аккуратно пове-сить вещи, мыть самостоятельно руки по мере загрязнения, есть, пользу-ясь вилкой и ножом. Но контроль за правильным и добросовестным вы-полнением операций по самообслуживанию необходим. Поскольку дети 4-5 лет большие фантазёры и им необходимо поделиться своими фантази-ями, это зачастую отвлекает их, особенно во время одевания (на прогулку, после дневного сна). Поэтому детей именно этого возраста надо приучать начинать процесс одновременно и одновременно заканчивать его.
Постепенно содержание труда расширяется. Педагог должен уделять внимание формированию исполнительности, умению доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи ре-шаются успешнее при использовании игровых приёмов и систематического контроля действий ребёнка.
В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что он умеет сам. Это нужно использовать для воспитания доброже-лательности и формирования навыков взаимопомощи. Но необходимо следить за тем, чтобы дети не злоупотребляли добротой братьев или се-стёр. Надо терпеливо и настойчиво формировать у каждого ребёнка навыки по самообслуживанию.
В этом возрасте чаще использовать такие методические приёмы, как привлечение детей к анализу результатов труда, объективная оценка дея-тельности каждого ребёнка. Важно предоставлять дошкольникам боль-ше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что приём объяснения и показа способа действий на данном этапе по-прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить ребёнка делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи: не убрал вещи на место после прогулки, будешь потом долго искать; не повесил аккуратно вещи, после сна будешь ходить в мятой одежде, и т. д.
У ДЕТЕЙ С 5 ДО 6 ЛЕТ продолжают вырабатывать привычку пра-вильно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.
Задача педагога состоит в том, что он должен совершенствовать у до-школьников этого возраста умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, аккуратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминаний за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на ме-сто).
Воспитателю следует закреплять умение замечать и самостоятельно устранять неполадки в своём внешнем виде. В этот воз-растной период нужно формировать привычку бережно относиться к личным вещам и вещам своих братьев, сестер, сверстников. Развивать же-лание помогать друг другу.
Таким образом, продолжается работа воспитателя по совершенствова-нию навыков самообслуживания. Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок пользовался навыками осознанно (понимал необходи-мость чистить зубы, полоскать рот после еды и т. д.); видел, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям (не почистил бо-тинки – они имеют неряшливый вид; поспешила, не причесалась – волосы лезут в глаза).
В этом возрасте дети самостоятельно одеваются и раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своём шкафу. У ребенка продолжают воспитывать потребность в чистоте. Он должен без напоминаний взрослых чистить зубы, мыться перед сном. Дети знают, когда и как надо мыть руки, но некоторые делают это наспех, поэтому необходим контроль выполне-ния процесса. Целесообразно следить за тем, пользуются ли ребенок носо-вым платком, бережно ли относится к своим личным вещам.
Воспитатель должна приучать ребенка 5-6 лет бережно относиться к своим вещам, чистить, просушивать одежду и обувь.
Ребенок этого возраста уже вполне умеет пользоваться ножом и вилкой. Его обучают есть аккуратно, красиво, не разговаривать с набитым ртом.
В процессе совершенствования навыков самообслуживания у детей продолжают воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, умение при-ходить на помощь сверстникам. Воспитатель обязательно отмечает случаи проявления внимания и заботы по отношению друг к другу.
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ актуальным остается воспитание потреб-ности трудиться. В формировании навыков самообслужива-ния необходимо продолжать закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать одежду в шкаф, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обу-вью (мыть, протирать, чистить). Кроме того необходимо приучать ре-бёнка этого возраста относить после еды и аккуратно складывать в рако-вину посуду. Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своём внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то по-править в костюме, причёске.
Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материа-лы и пособия к непосредственно образовательной деятельности, проводи-мой за столом, без напоминания по окончании работы убирать своё рабо-чее место.
Несмотря на то, что многие навыки у ребёнка уже сформированы, некоторые действия (мытьё рук, чистка зубов, полоскание рта после еды, подчас выполняются формально. Воспитателю от случая к случаю необ-ходимо напоминать ребёнку о целесообразности той или иной процедуры, раз за разом внушая ему, что небрежность в выполнении тех или иных действий может привести к печальным результатам (стоптанные задники туфель будут натирать ноги и т. п.).
Дети в этом возрасте способны следить не только за своим внешним ви-дом, но и за внешним видом своего младшего брата или сестры. Они уже вполне могут, по подсказке воспитателя, в тактичной форме предложить помощь своему братику или сестренке, подсказать, что у него или у неё не так во внешнем виде.
Периодически воспитатель должен контролировать, как дети поддер-живают порядок в своих шкафах и ящиках столов. Это задание педагог может поручить ребёнку.
В этом возрасте следует приучать ребёнка при необходимости стирать свой носовой платок, испачканные носки, ленточку, мешочек для спортив-ной формы, сметать с нижней полки шкафчика для обуви песок, принесён-ный на подошвах обуви.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке де-лать.
Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
Старайтесь использовать игровую ситуацию.