Анна Козлова
Формирование у дошкольников 5–7 лет представлений о величине. Длина и её измерение
▼ Скачать + Заказать документы
Величина предмета - это его относительная характеристика,
подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая
его место среди предметов однородных. Величина является свойством
предмета. Одна из величин, с которой знакомятся дошкольники- длина.
Длина – это характеристика линейных размеров предметов.
Темочки:
Длины любых предметов можно сравнивать на глаз, приложением или
наложением. При этом всегда можно либо приблизительно, либо точно
определить, на сколько одна длина больше (меньше) другой.
В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с опосредованным способом сравнения при помощи меры, равной по величине одному из сравниваемых предметов, то есть переходят ко второму этапу формирования понятия величины и измерительных умений. Например, 1) нужно сравнить по длине крышку стола воспитателя и детского столика. Для этого понадобится веревка (шнурок, лента, которая будет равна по длине одному из сравниваемых предметов; 2) нужно построить на полу дом такой же высоты, как образец на столе у воспитателя, для этого необходимо померить высоту дома палочкой и пользоваться ею при строительстве, контролируя высоту дома этой меркой.
В дошкольном образовательном учреждении измерительная деятельность носит элементарный пропедевтический характер. Однако при формировании у детей измерительных умений уточняются и углубляются многие математические представления, в доступной форме раскрываются некоторые математические связи, зависимости и отношения. Измерение способствует совершенствованию счетной деятельности и формированию понятия числа, на основе измерения познается новая функция числа, обогащаются, уточняются пространственные и геометрические представления детей. Упражнения, связанные с измерениями, подготавливают дошкольников к пониманию арифметических действий сложения и вычитания, так как дают возможность получить числовые данные, которые используются при составлении и решении задач.
Обучение измерению в детском саду начинается с использования условных мерок, когда дети с помощью полосок бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину и высоту различных предметов.
К моменту формирования измерительных умений у дошкольников должны быть сформированы навыки выделения в предметах определенных признаков (длины, высоты, ширины, соизмерения объектов по этим признакам, а также навыки счетной деятельности.
Развитие у детей измерительной деятельности происходит постепенно. Сначала измерение проводится одновременно несколькими мерами. В результате этого у детей формируется представление о том, что такое мера и зачем нужно измерение. Процесс измерения делится на отмеривание и счет.
Например, в этот период можно использовать следующее упражнение. Дети выкладывают полоску мерками, считают количество используемых для измерения каждой полоски мерок и с помощью воспитателя делают вывод о том, сколько мерок уложилось в каждой полоске.
После усвоения данного способа измерения дети учатся проводить измерение одной мерой, фиксируя фишками количество измерений.
Упражнения, которые воспитатель предлагает для выполнения дошкольникам, по возможности должны иметь практическую направленность: измерить полоски меркой и выбрать равные по длине и ширине для изготовления ковра-самолета; измерив ленту, разделить ее на части, чтобы сделать ленты куклам. Такие упражнения выполняются на занятиях и вне их: в процессе игр, в свободное время и т. п. Обучение измерению требует разнообразного оборудования: карандаши, ножницы, фишки-эквиваленты (пуговицы, кружки, палочки, служащие для точного подсчета числа мерок.
Воспитатель сначала производит измерение сам, проговаривая правило (алгоритм, по которому протекает процесс измерения, а затем дети выполняют измерения по правилу самостоятельно:
1) скажи, что будем измерять и чем;
2) покажи начало измерения;
3) приложи (наложи) мерку к началу измерения точно вдоль измеряемой величины;
4) отметь конец мерки (штрихом);
5) отложи одну фишку;
6) продолжай измерение, прикладывая мерку точно к отметке, обозначающей последнюю измеренную часть, пока не измеришь всю величину ( Примечание: перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх – при измерении ширины и высоты.);
7) сосчитай все фишки;
8) подведи итог: что измеряли, чем и каков результат.
Показ с объяснением приемов измерения должен быть четким, ясным, немногословным, действия воспитателя должны находиться в поле зрения каждого ребенка. Детей нужно подвести к пониманию того, что для каждого объекта подбирается мерка одного и того же рода с ним: «Какими мерками можно измерить длину стола?», «Годится ли это мерка для измерения длины ленты?». С этой же целью саму мерку можно превратить в объект для измерения. Постепенно дошкольники с помощью воспитателя приходят к пониманию, что мерка – это предмет для измерения и мерки могут быть разные.
Благодаря введению фишек-эквивалентов непрерывная величина представляется через дискретное (отдельное, устанавливается взаимнооднозначное соответствие между мерками и их заместителями. Этот прием позволяет ребенку осмыслить сущность измерения и его результат независимо от того, что они измеряют.
Результаты измерения осмысливаются благодаря вариативным вопросам: «Сколько раз уложилась мерка при измерении?», «Сколько получилось мерок?», «Какова ширина книжки?», «Как ты догадался, что?», «Почему так получилось?», «Что обозначает число, которое получилось при измерении?» и т. п.
На начальных этапах работы условная мерка должна укладываться в измеряемом объекте небольшое и целое число раз, например, два или три. Затем детей следует познакомить с правилом округления результатов измерения, которое позволяет использовать более разнообразные мерки и объекты для измерения. Правило заключается в том, что если остаток при измерении меньше половины мерки, то он не учитывается, если больше половины, то при определении результата приравнивается к целой мерке, если равен половине мерки, то засчитывается как половина меры (длина стола семь с половиной мерок).
Задания на сравнение с помощью одной меры достаточно трудоемки, поэтому у детей, особенно вначале, могут возникать следующие ошибки:
измерение ребенок начинает не от самого края;
мерку перемещает произвольно, то есть прикладывает на каком-то расстоянии от метки;
мерка непроизвольно сдвигается вправо или влево, вверх или вниз, так как слабо фиксируется ее положение на плоскости;
вместо отложенных мерок подсчитываются черточки-отметки;
ребенок забывает считать мерки, поэтому, выполнив измерение, не называет его результат.
Кроме измерительной деятельности на занятиях выполняются еще два вида заданий, в которых измерительная деятельность выступает как средство – это:
сравнение двух предметов по выбранной величине по результатам измерения одной мерой;
построение величин по данной мере и числу.
Обучение измерению условными мерками позволяет подвести детей к осознанию значения общепринятых мер и тем самым перейти к третьему этапу формирования понятия величины и измерительных умений. У старших дошкольников имеются необходимые предпосылки для ознакомления с общепринятыми мерами: в активном словаре встречаются слова: метр и сантиметр.
Ознакомление с единицами длины возможно на основе опыта измерения условными мерками. В работе с дошкольниками целесообразнее введение единиц длины начать с метра. Это связано с тем, что в жизненной практике дети наблюдают чаще всего измерение с помощью метра, метр – основная единица длины, которая существует в виде отдельного эталона. Воспитателю с помощью метра легче демонстрировать, как откладывается мерка, как происходит отсчет единиц измерения.
Работу по ознакомлению с метром как единицей длины можно начать с игры в магазин «Ткани», включающей:
наблюдение за действиями продавца (воспитателя) по отмериванию нужного количества метров ткани, которую хотят купить;
рассматривание линейки длиной 1 м, при этом воспитатель должен акцентировать внимание, что метром называется не сама линейка, а ее длина, которая служит единицей измерения;
специальную демонстрацию продавцом (воспитателем) способа измерения ткани метром;
сравнение детьми ширины разных тканей на глаз и проверку результатов метровой линейкой (ткани, ширина которой меньше и больше метра);
покупку ткани длиной 2 м, тесьмы 3 м, ленты 4 м на платья.
После проведения игры можно попросить дошкольников вспомнить покупали ли они с родителями ткани, зачем, где еще они видели, что измеряют с помощью метра.
Полученные знания необходимо использовать для решения детьми практических задач: измерить длину дорожки на площадке, высоту шкафа, длину и ширину стола и т. п.
В процессе таких упражнений у дошкольников необходимо сформировать представления о том, что неудобно, когда при измерении получается разное количество мерок, поэтому люди придумали одну постоянную мерку и назвали ее метром, что имеются разные по виду метры (складной, деревянный, металлический, но все они имеют равную длину.
Для получения первоначальных сведений о сантиметре, как одной из единиц измерения длины, детей можно познакомить с сантиметровым делением линейки, поупражнять в измерении с ее помощью.
Работу по ознакомлению с сантиметром целесообразно проводить в следующей последовательности:
показать дошкольникам, что не все объекты удобно измерять метром;
продемонстрировать модель сантиметра (полоска длиной 1 см, пояснить, что сантиметр тоже мерка;
предложить назвать, что можно измерить этой меркой;
организовать деятельность обследования и сравнения сантиметровой ленты и метра;
ввести стандартную линейку, объяснив значение чисел (считать сантиметрами долго и неудобно, обозначенные числами деления ускоряют и облегчают измерение).
Воспитателю следует четко сформулировать правила пользования линейкой и сопроводить их индивидуальным показом:
до начала измерения выбирают начало отсчета;
измерение начинают с нуля
линейка должна плотно прилегать к измеряемой поверхности;
измеряя, нет необходимости пересчитывать сантиметры, нужно посмотреть на числа, обозначенные на линейке, которые являются показателями количества сантиметров.
При измерении линейкой, особенно на первых занятиях у некоторых детей могут возникать следующие распространенные ошибки:
начинают измерение не от нуля, а от начала линейки (в случае, когда нуль не совпадает с началом линейки);
дети накладывают линейку неплотно, в процессе измерения она смещается, что приводит к неточности результата;
употребляют вместо термина «сантиметр» слово мерка
Для закрепления навыков измерения линейкой целесообразно использовать упражнения практического характера. Например, измерить длину и ширину своей рабочей тетради. Вырезать из бумаги прямоугольник длиной 5 см и шириной 3 см, квадрат со стороной 7 см. Нарисовать песочницу, размеры которой заданы воспитателем. Определить на глаз ширину листа бумаги в сантиметрах, и проверить результат с помощью линейки. Измерить данную веревку в сантиметрах и начертить свою, которая длиннее (короче) на 1 см.
Выполняя упражнения по измерению объектов общепринятыми единицами измерения длины – метром и сантиметром, дошкольники приходят к пониманию, что измерение стандартной меркой обеспечивает получение объективных данных о результате измерения, следовательно, и о величине предметов
Таковы основные особенности формирования у дошкольников старшего возраста представлений о длине.