Получи документы

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Мария Сидорова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе, когда происходят существенные изменения в социуме, одним из приоритетных направлений организации работы с подрастающим поколением является воспитание чувства патриотизма. Сейчас, в нестабильный период в обществе, остро возникает потребность вернуться к самым лучшим народным традициям, к вековым корням, к важным и вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Государство акцентирует особое внимание на воспитание патриотов в России. В Указе о государственной политике по патриотическому воспитанию отмечено: «Необходимо строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит от морально-нравственного климата в обществе в целом».

В настоящее время патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодежи является одним из важнейших направлений политики государства в образовании, ведь детство и юность - наилучшая пора для привития осознанного чувства любви к Родине. Воспитание патриотизма - это непрерывная работа по осознанию гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года подчеркивает, «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Одной из задач ФГОС и ФОП по дошкольному образованию является «Формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств».

В разделе «Социально-коммуникативное развитие» Образовательной программы дошкольного образования отмечено, что содержание образования должно быть «Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых».

Можно с уверенностью утверждать, что воспитание патриотизма у детей является приоритетной задачей ДОУ. Патриотизм – явление, которое имеет сложный комплекс свойств и характеристик, проявляющих себя на различных уровнях социальной системы.

Задачи патриотического воспитания

1. Углублять и уточнять представления о Родине – России. Расширять представления о родном крае. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве – столице России и знания о государственных праздниках.

2. Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная, многонациональная страна. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

3. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку и Родине. Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения друг к другу.

4. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.

5. Формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней.

6. Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантное отношение к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, в условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на инновационный режим в соответствии с ФГОС ДО, возможно через разные образовательные области и во всех видах детской деятельности. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с любви к самым близким людям – отцу и матери, к своему дому, улице, детскому саду, городу, его достопримечательностям, памятникам и т. д.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Игру можно считать и одним из лучших средств коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств. Именно сюжетно - ролевая игра вливает в духовный мир ребёнка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонёк пытливости и любознательности. Целью является развитие и создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников, посредством сюжетно-ролевой игры через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, уважения к ее историческому прошлому, к традициям своего народа.

Сюжетно-ролевая игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому она актуальна для всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей. Игра -важное средство нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь неудач. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание.

Вот приблизительная схема последовательности работы по патриотическому воспитанию детей через сюжетно-ролевую игру.

1. Блок «Семья».

Цель: Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Впервые он осознает себя человеком — членом семейного сообщества. Ребенок должен научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательным к другим, словом и делом помогать. Эти задачи мы можем реализовать через сюжетно-ролевую игру «Семья». Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья». Любимые игры девочек нашей группы — «Дочки-матери», «Дочки спят», «Накорми куклу и уложи спать». Каждая сюжетно-ролевая игра требует подготовки. Для обогащения игры «Семья» организовали с детьми праздник ко дню Матери, праздник «8 Марта –день женщин», подготовили поздравительные открытки, оформили выставку рисунков «Моя любимая мама», с детьми была проведена беседа о генеалогии, о семейных привычках и традициях, о родословной.

2. Второй блок «Детский сад».

Цель: Формировать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где родился человек, будь то город, село или деревня. Чтобы любить свой родной город, нужно его знать. Поэтому работу по воспитанию любви к своей малой Родине нужно начинать с младшего дошкольного возраста. Малышам трудно представить город в целом, значит, знакомим детей с тем, что их окружает, а именно с детским садом, с помещениями, находящимися в нем. Знакомство проводим в форме экскурсий. Рассказываем о труде людей, работающих в детском саду. Читаем соответствующую литературу и рассматриваем тематические иллюстрации. Полученные новые знания дети используют и закрепляют в сюжетно-ролевых играх: «Детский сад», «Мы песенку поем», «Кто ухаживает за нами в детском саду», «Мы — поварята» и т. д.

3. Блок «Я и мой народ. Родная природа».

Цель: Знакомить детей с бытом и традициями России, формировать представления о родном крае, о малой родине. Воспитывать чувство любви к природе родного края. Знакомить с видами устного народного творчества, краеведением, народным искусством. Формирование социальных умений: умения чтить традиции своего народа, быть гордым за свой народ, уметь ощущать неразрывность с окружающим, сохранить и приумножить богатство своей страны; развитие ценностных ориентаций через раскрытие культурных традиций и обычаев и др. Дети участвуют в таких мероприятиях как «Осенины», «День Земли», где они играют в традиционные детские игры, читают стихи, танцуют русские народные танцы и хороводы. Наш детский сад сотрудничает с народным ансамблем «Радуга». Совместно с ним организовывали народные праздники Троицы, Масленицы.

4. Следующий блок — «Родной город».

Цель: Знакомить детей с историей родного города, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. Воспитывать любовь к родному городу. В группе есть уголок «Мой край», который периодически обновляется разными атрибутами, альбомами, народными игрушками, макетами и т. д. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, о его достопримечательностях, промышленности, городских зданиях, трудовой деятельности людей, писателях, знаменитых земляках. С этой целью проводим экскурсии, целевые прогулки по городу, экскурсии в библиотеку, наблюдаем за трудом взрослых. Важно правильно отбирать объекты для наблюдения. Они должны быть понятными детям, яркими, интересными, выразительными. Если это экскурсии или целевые прогулки на природу, то необходимо способствовать видению красоты родного края, т. е. выбирать живописные места и показывать детям их в различные времена года. Если это экскурсия-наблюдение за трудом взрослых, то результат и процесс труда должны быть понятны детям. Внимание детей нужно привлечь к объектам, расположенным на ближайших улицах: библиотека, почта, аптека, кинотеатр, школа и т. Детям необходимо рассказать о назначении этих объектов и подчеркнуть, что они созданы для удобства людей. Полученные знания используются в таких играх, как «Школа» и др. Детям очень нравятся сюжетные игры-путешествия, поэтому после прогулки по улицам города была проведена сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному городу».

5. Блок «Будем Родине служить».

Цель: воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. Способствовать формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Мы стараемся научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, проявление интереса к Армии, к защитникам Отечества, которая является предпосылкой, способствующей воспитанию у детей желание быть похожими на солдат. С этой целью организовали экскурсию к памятнику павшим в Великой отечественной войне Новолипчанам, провели акцию-окна Победы. Благодаря экскурсиям и беседам популярные у детей сюжетно-ролевые игры «Служба в армии» и т. п. получили новое развитие. На прогулках и экскурсиях у детей постепенно появляется интерес к получению исторических сведений – дети спрашивают: «А что здесь было раньше?». У них появляется понимание смысла слов «теперь», «раньше», «сейчас», «давно», разграничение старого и нового. Возникает интерес к тому, как было «давно», что было «раньше».

6. Блок «Я и моя родная страна».

Цель: знакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Формировать у воспитанников уважение и интерес к государственным символам России. Воспитывать правосознание, способность осознания своих прав и прав другого человека. Знакомить детей с бытом и традициями России. Знакомить с видами устного народного творчества, краеведением, народным искусством. Формирование социальных умений: умения чтить традиции своего народа, быть гордым за свой народ, уметь ощущать неразрывность с окружающим, сохранить и приумножить богатство своей страны; развитие ценностных ориентаций через раскрытие культурных традиций и обычаев и др. На занятиях дети знакомятся с государственными символами России: гербом, флагом, гимном; получают географические сведения о территории России. Этим воспитывается уважительное отношение. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой, другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основы гражданско-патриотических чувств: гордость и уважение к своей стране. к культуре страны; формируется представления о том, что Россия – многонациональная страна. Методы закрепления изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций, выполнение практических работ по изо деятельности (рисунки, аппликации). На занятии «Герб нашего города» дети знакомятся с символикой города.

Часто сюжетно-ролевые игры соединяются со строительными играми, что побуждает детей отправиться в дальнее плавание («Подводники», «Моряки») или в полет («Путешествие к далеким планетам», «Летчики»). Дети при этом строят лодку или самолет, корабль.

Работа в данном направлении позволила сделать выводы:

-воспитание патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный;

-работа должна проводиться систематически, планомерно в разных видах деятельности;

-обязательно использование сюжетно- ролевых игр для закрепления полученных знаний в соответствии с возрастом детей;

-работа должна проводиться в разных направлениях: семья, детский сад, родной город, страна.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, сохранят любовь к родному краю, к городу, в котором родились и выросли.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 13 марта 2025 в 20:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» (включая файлы) размещена пользователем Мария Сидорова (УИ 311553) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Празднуем день рек!
Духовных книг божественная мудрость!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)
15 марта 2025 суббота
День нейрогимнастики!
Изучаем тюленей!
В регионах России начинают проходить акции "Неделя добра". Дату уточняйте в своем регионе
Весенняя неделя добра
Играем в магазин!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД