Виолетта Аксенова
«Лес — наше богатство». Проект по экологическому воспитанию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по экологическому воспитанию дошкольников
в средней группе
«Лес – наше богатство»
Вид проекта: творческий, познавательный
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители воспитанников
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие
Актуальность:
Темочки:
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство».
Цель проекта: формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Материальное обеспечение:
1. Фотографии с изображением леса в разные времена года.
2. Презентация «Лес-наше богатство».
3. Художественная литература.
4. Дидактические, настольно-печатные игры.
5. Картон, кисточки, краски, баночки для воды, шерстяные нитки, клей, деревянные палочки, цветная бумага, декоративные салфетки.
Предполагаемый результат:
систематизация знаний о лесе, его обитателях, его растительности, о причинно-следственных связях экологического состояния Земли; обогащение словаря по теме проекта; систематизация знаний о правилах поведения на природе
Продукты продуктивной деятельности:
1. Конструирование на бумаге «Избушка» (из деревянных палочек);
2. Аппликации из ниток «Носочек» (что можно сделать из дерева);
3. Рисование «Лес»
Этапы реализации проекта
Этапы: Содержание:
Подготовительный 1) Обсуждение проекта (цели и задачи, совместная деятельность и предполагаемый результат)
Основной Совместная деятельность педагога и детей:
1) Чтение художественной литературы :
стихотворения о деревьях, о временах года, загадки, пословицы и поговорки о лесе и лесных обитателях, рассказы: Я. Тайц «По грибы, по ягоды», М. Пришвин «Листопад», Н. Калинина «В лесу», С. Михалков «Как скворец себе дом выбирал», В. Бианки «Рассказы о природе»;
2) изготовление аппликации из ниток «Носочек»;
3) изготовление рисунков «Лес»
4) Дидактические игры «Какое время года?», «С какого дерева листок»; «Кто где живет»;
5) Настольные-печатные игры «Разрезные картинки», «Пазлы»;
6) Конструирование из бумаги «Избушка» (из деревянных палочек)
7) Беседы: «Как красив наш лес»; «Как вести себя в лесу»;
8) НОД «Береги лес»;
9) Подвижные игры «У медведя во бору», «Волк и зайцы»
Самостоятельная деятельность детей:
10)Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий: Я. Тайц «По грибы, по ягоды», М. Пришвин «Листопад», Н. Калинина «В лесу», С. Михалков «Как скворец себе дом выбирал», В. Бианки «Рассказы о природе»;
11) Самостоятельная игра с настольно-печатными играми: лото, домино, игры-«ходилки», пазлы, разрезные картинки
Совместная деятельность детей и родителей:
12)Чтение художественной литературы о лесе, его обитателях, растениях, грибах, ягодах
Заключительный 1)Выставка детских работ по рисованию «Лес»;
2)Выставка детских работ по аппликации «Носочек»;
3)Выставка детских работ по конструированию на бумаге «Избушка»
Заключение:
Данный проект помогает и детям и взрослым формировать знания о лесе, его значении в жизни человека, животных, птиц; о том, как важно беречь и оберегать наш лес и с правилами поведения в лесу.
Приложение к проекту
НОД для детей средней группы
«Береги лес»
Звучит музыка «Шум леса»
Воспитатель: Какая приятная музыка звучит у нас в группе, что она вам напоминает? (Ответы детей). Давайте закроем глаза и представим, как мы гуляем по лесу. Я не зря вам включила эту музыку, потому что хочу поговорить сегодня с вами о лесе, наша страна Россия богата лесами и в разное время года лес живет и привлекает нас своей красотой, но чтобы сохранить эту красоту нам необходимо беречь лес и заботиться о нем!
Стук в дверь.
Воспитатель: Мне послышалось или к нам кто то стучит? Пойду, открою. Ой, здравствуйте, а вы к нам?
Лесовичек: Здравствуйте, дети, да я к вам пришел. Меня зовут лесовичек, я живу в лесу, и очень расстроен тем что, когда люди приходят в лес оставляют после себя мусор, непотушенные костры. Ребята, я хочу сам убедиться насколько вы знаете, как нужно беречь лес!
Но я к вам пришел не с пустыми руками, мои друзья, лесные жители, передали для вас послание. Так, что тут у нас? (достает из сумки конверт) Да это же загадки, а вы любите отгадывать загадки?
Загадывание загадок:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Вову – хворостинкой.
(лес)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Сама ничего не шьет,
Но в иголках круглый год.
(елка)
И на горке, и под горкой,
Под березой, да под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(грибы)
Она не ходит по земле,
Как птица не летает.
Предпочитает жить в дупле,
Орешки запасает.
(белка)
Этот маленький народ
Никогда не устает.
В дом несут они на спинке
Прутик, листики, соринки.
(муравьи)
Падают осенью с ветки
Золотые монетки.
(листья)
Лесовичек: Молодцы! Отгадали все загадки. И за это я с вами поиграю.
Игра «Идем в лес».
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три.)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
Воспитательль: Нет на свете человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако с каждым днём леса всё больше нуждаются в защите. Так, что, лесовичек садись с нами на стульчик и я расскажу вам для чего мы с лесом дружим и зачем он людям нужен?
Просмотр слайдов. (Просматривая слайды, задаются вопросы).
1. Кто обитает в лесу?
2. Какую пользу приносит лес человеку?
3. Почему нельзя мусорить и разводить костры в лесу?
Воспитатель: Теперь ребята вы понимаете, что лес нужно беречь, т. к. это наш дом, наше богатство. В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. Лес приносит нам большую пользу. Мы должны бережно относиться к лесным богатствам, ко всему живому, что нас окружает.
Если вы сами будете помнить об этом и напоминать об этих правилах своим родным, близким и друзьям – вы будете молодцы! Хочется надеяться, что вы никогда не станете причиной гибели леса.
Берегите русский лес
Он источник всех чудес!
Лесовичек: Ой, ребята, как мне было интересно смотреть и слушать, как много оказывается вы знаете про лес, но самое главное – знаете, как необходимо беречь лес и заботиться о нем. Что то мы с вами засиделись, а давайте ка поиграем!
Игра «Похлопали – потопали».
Если я говорю правду, вы хлопают, если нет – топаете.
– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.
– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.
– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.
– Внутри деревьев течет сок.
– В лесу много разных деревьев.
– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.
Лесовичок: Молодцы, все знаете. Ну вот, ребята, мне пора возвращаться, я обязательно расскажу своим друзьям, лесным жителям о том, что в этом детском саду все дети знают - лес наше богатство, которое надо оберегать и защищать. Но чтобы вы об этом не забывали, я хочу подарить вам специальную карточку, по которой вы всегда будете знать как нужно вести себя в лесу. (Раздает заламинированные карточки «Правила поведения в лесу»).
Спасибо большое! В следующий раз, я обязательно приду к вам в гости со своими лесными друзьями! До свидание, ребята!
Все: До свидание, лесовичек!