Елена Юрьевна Юртаева
Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ФЭМП. Подготовительная группа.
Тема: Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей.
Задачи:
• формировать представление о составе чисел от 1 до 5 из нескольких меньших чисел на основе моделей;
• развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику, сенсорные представления;
• способствовать формированию умений действовать с моделями чисел;
• учить «печатать» состав числа на листе.
Материалы:
Публикация «Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей» размещена в разделах
- Состав числа. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2020
• картинка, размером А4 с изображением 7 цветов радуги;
• фланелеграф;
• картинка, размером 2хА4 с изображением «Коврика» из моделей, составляющих числа от 1 до 5, конверт, посылка, игра настольно-печатная;
• модели чисел от 1 до 5 в виде четырехугольников со сторонами кратными 5 см, и окрашенные в цвета радуги.
Раздаточный материал:
• модели чисел от 1 до 5 в виде четырехугольников со сторонами кратными 2 см, и окрашенные в цвета радуги.
Предварительная работа:
• познакомить детей с цветами радуги, с их постоянной последовательностью расположения цветов;
• познакомить детей с цифрами от 1 до 5, со знаками «+» и «=»;
• научить детей «печатать» цифры.
Содержание занятия.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо и посылка. Хотите узнать, что в них?
Дети: Да.
Воспитатель. Вскрывает письмо, читает:
«Дорогие ребята, я знаю, что в подготовительной группе дети знакомятся с составом числа от 1 до 5-ти из нескольких меньших чисел. Я посылаю вам игру «Цветные полоски», с помощью которой я научил Незнайку составлять числа от 1 до 5 из нескольких меньших чисел. Ему было очень интересно. Надеюсь понравится и вам. Желаю успехов.
Знайка.»
Воспитатель: Дети, вы хотите познакомиться и игрой?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте знакомиться.
На первой картинке нарисована радуга, у которой цвета пронумерованы по порядку от 1 до 7.
Указано, что числом 1 будет четырехугольник (полоска) красного цвета. Числом 2 – четырехугольник (полоска) оранжевого цвета по длине равный двум четырехугольникам красного цвета. Числом 3 будет четырехугольник (полоска) желтого цвета, числом 4 - четырехугольник (полоска) зеленого цвета и числом 5 - четырехугольник (полоска) голубого цвета.
А сейчас поиграем (физкультминутка).
Вас 14 человек. На моем столе лежат 14 полосок разных цветов радуги.
На счет 1-2-3 – полоски возьми, каждый берет одну полоску.
На счет 1-2-3 – цвета в радугу соедини.
Должно получиться 2 радуги, состоящих из 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Дети играют.
Воспитатель: Молодцы, правильно построились в 2 радуги, в правильном порядке, верните карточки на мой стол.
Садитесь на места, продолжаем.
Дежурные раздают всем конверты с цветными полосками. Необходимо положить содержимое конверта перед собой. Сейчас будем составлять волшебные коврики, я – на доске (на фланелеграфе, вы – на своих столах.
Итак, берем полоску красного цвета, кладем перед собой в верхней части стола. Это число 1. Следующим кладем оранжевую полоску, обозначающую число 2.
Из каких полосок можно сложить число 2? Правильно.
Под ним приложим две красные полоски, обозначающих 1 + 1. Обращаем внимание детей на то, что полоска обозначающая число 2 равна по длине двум полоскам, обозначающим число 1.
«Напечатаем» это на листе.
Далее берем желтую полоску, кладем под оранжевой и смотрим из каких полосок ее можно сложить. Правильно. Из трех красных 1+1+1, общая длина которых равна длине желтой, из одной красной и одной оранжевой: 1+2.
«Напечатаем» это цифрами.
Не забываем про условие: с левой стороны полоски находятся на одной линии:
Далее составим коврик для числа 4.
Какие у кого комбинации, назовите.
4 = 1+1+1+1 (4 красных полоски)
4 = 2+2 (2 оранжевые полоски)
4 = 1+3 (1 желтая и 1 красная полоски)
4 = 1+1+2 (1 оранжевый и 2 красных четырехугольника)
«Напечатаем» это цифрами.
Затем коврик для числа 4 убираем и строим для числа 5.
5 = 1+1+1+1+1 (5 красных полоски)
5 = 2+1+1+1 (1 оранжевая полоска и 3 красных полоски)
5 = 2+3 (1 оранжевая и 1 желтая полоски)
5 = 2+2+1 (2 оранжевых и 1 красная полоска)
5 = 1+4 (1 красная и 1 зеленая полоски)
«Напечатаем» это цифрами.
Молодцы. Понравилась вам игра?
Дети: Да.
Воспитатель: На следующем занятии мы сложим коврики для чисел 6 и 7.
Сейчас соберем модельки в конверты.
В уголке дидактических игр находится эта новая игра. Вечером вы можете поиграть.
Примечание: при знакомстве с составом чисел 8, 9, 10 простая радуга превращается в «сказочную», состоящую из 10-ти цветов. 8 – коричневый, 9 – белый, 10- черный.