Приложение МААМ

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы

Анастасия Юферова
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Концепция модернизации российского образования предполагает непрерывность воспитательных и образовательных процессов между дошкольной и школьной ступенью обучения. Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возврата имеет важное социальное значение для всего общества.

Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы» размещена в разделах

Экологическое воспитание дошкольников – это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при этом педагогический процесс опирается на понятия и идеи экологии. Выдающиеся теоретики и практики дошкольного образования (П. Г. Саморукова, С. А. Веретенникова, Н. Н. Поддъяков, В. Г. Фокин, Л. Г. Нисканен, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Е. И. Казакова, М. М. Марковская и др.) указывали на то, что полноценное экологическое развитие является одной из основных сторон развития дошкольника.

Цель экологического воспитания - формирование у ребенка начал экологического отношения к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

Для достижения поставленной цели необходимым является решение следующих задач:

Формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений о животных;

формирование у детей элементов экологического мышления, т. е. способности видеть многочисленные связи, существующие в природе, и на их основе прогнозировать последствия тех или иных поступков и мероприятий;

• развитие у дошкольников практических навыков и умений через разнообразную деятельность в природе;

• воспитание гуманного отношения к ней.

Важнейшим условием экологического воспитания дошкольников является соблюдение педагогических принципов:

1. Целенаправленность, системность, систематичность.

2. Принцип доступности (знания, доступные освоению дошкольниками и возможностями детской познавательной деятельности).

3. Принцип научности.

4. Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний (содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей).

5. Опора на личный социальный опыт воспитанника.

6. Принцип целостности воздействия на эмоции, чувства, сознание детей.

Формирование экологических представлений старших дошкольников о многообразии животных средней полосы необходимо осуществлять с помощью комплекса средств :

1. Художественные средства : художественная литература, изобразительное искусство, музыка, диафильмы, наглядные пособия, познавательная литература, энциклопедии, справочники, театр.

2. Природа: наличие в группе зеленого и живого уголков; экологическая тропа.

3. Игры и игрушки: настольно-печатные, логические, словесно-дидактические игры; игрушки, изображающие животных.

4. Положительная эмоциональная среда.

Средства экологического воспитания становятся наиболее эффективными в оптимальном сочетании методов и приемов.

Существуют различные методы, приемы формирования экологических представлений в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с животными. Исследователями предлагаются следующие группы методов: наглядные, словесные, практические, игровые.

1. Наглядные методы формирования экологических представлений :

• Наблюдения.

• Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов.

2. Практические методы:

• Опыты и эксперименты.

• Моделирование, метод проектов.

3. Игровые методы:

• Дидактические, подвижные, творческие и др. игры.

4. Словесные методы:

• Рассказ педагога.

• Беседы.

• Чтение художественной литературы.

В связи с тем, что экологические представления дошкольников опираются на непосредственный чувственный опыт, то наглядные, практические и игровые методы ознакомления детей с животными на наш взгляд являются приоритетными.

Рассказы педагога о животных

Зайцы

Небольшое гибкое тело зайца покрыто короткой шерстью — сероватой с черным налетом на спине и по бокам и белой на брюшке. Летом такого цвета шерсть и у зайца-русака, и у зайца-беляка. Отличить их в это время можно лишь по черной полоске, проходящей по хвосту русака. На голове у зайца длинные подвижные уши, которые постоянно поворачиваются во все стороны. Это помогает ему вовремя притаиться или убежать от врага. Обоняние и зрение у зайца слабые, зато глаза, расположенные по бокам, дают возможность видеть сразу с двух сторон и даже немного сзади.

Передние ноги намного короче задних, поэтому зайцы передвигаются прыжками. На лапах длинные когти. Когда зайцу не удается убежать от врага, он опрокидывается на спину и отбивается задними лапами, царапает когтями. Хвост у зайца маленький и снизу ослепительно белый. Это - сигнал для зайчат. Поднимает заяц хвостик — зайчата его видят, опустит и словно растворяется в траве.

Заяц-беляк живет в лесу, русак в полях и степях. Питаются зайцы различной зеленью, грибами, корой молодых деревьев, а если есть рядом огороды, то и овощами.

Днем зайцы почти всегда отдыхают, а ночью отправляются за кормом. Часто зайца называют трусишкой, но это не так. Трус от страха бежит куда попало или дрожит, стоя на месте. Заяц же, завидев опасность, быстрыми прыжками убегает да еще и след путает; то назад скакнет, то в сторону.

Ранней весной у зайцев появляются маленькие зайчата. Рождаются они зрячими и покрытыми шерсткой. Это спасает их от холода и непогоды, потому что нор зайцы не роют, а оставляют детенышей где-нибудь в траве под открытым небом. У русаков зайчиха остается с малышами и кормит их молоком. У беляков обычай другой: накормит зайчиха детей и оставляет совсем одних. Только это совсем не жестоко, молоко у зайчихи жирное и хватает малышам на три-четыре дня. Сидят зайчата все это время, не двигаясь, а если бы зайчиха часто к ним подбегала, не миновать им чьих-нибудь зубов. Потом малыши начинают передвигаться и оставляют пахучие следы от своих лапок. Почуяв их, зайчиха найдет и покормит зайчат, все равно, свои это детеныши или чужие. Трогать в это время малышей нельзя, так как чужой запах отпугнет зайчиху, а, оставшись голодными, они погибнут.

Через семь-восемь дней у малышей появляются зубы. Поначалу зайчата объедают все вокруг себя, чтобы поменьше оставлять следов. А там уж и прыгать начнут.

Готовясь к зиме, зайцы меняют свою шубку на более густую и светлую. Шерсть у беляка становится белой везде, кроме черных кончи ков ушей. У русака шерсть белеет по бокам, а верхняя часть спины остается серой.

Зимой зайцам трудно прокормиться. Русаки часто наведываются к стогам сена на поле или на огороды, где грызут оставшиеся капустные кочерыжки. Беляки доволь-ствуются главным образом ветвями и корой молодых осин, берез, ив. Логовом зимой служат продолговатые ямки, в которых они прячутся от врагов.

Белки

Этого маленького и быстрого зверька знают и любят все. Легкое гибкое тело белки покрыто мягкой шерстью. Окраска шерсти летом рыжеватая и похожа по цвету на сосновую кору. Благодаря этому белка едва заметна на сосне. Осенью шерсть линяет и становится более густой и к зиме принимает голубовато-серый цвет. Такая окраска делает белку малозаметной на запушенных снегом стволах и среди ветвей.

На небольшой продолговатой голове стоячие уши с кисточками на кончиках. Передние зубы крепкие и острые. Лапки небольшие, но очень цепкие благодаря длинным и острым когтям. Передними лапками белка держит пищу и подносит ее ко рту. Задние ноги длиннее и сильнее передних. Ими белка отталкивается, словно пружиной, и летит далеко на дерево. Особенно красив у белки большой и пушистый хвост. Подобно рулю, он помогает белке без промаха попасть на намеченную ветку или ловким поворотом избежать опасности, Кроме того, пушистый хвост, почти не прибавляя веса, увеличивает поверхность тела и, как парашют, задерживает падение, когда белке приходится бросаться вниз с большой высоты.

Умеет белка и плавать, но доплыть до берега может лишь при одном условии: если не намочит свой хвост.

Живут белки в лесу на деревьях, бегая по ним так же легко, как птицы летают в воздухе. Гнезда сооружают у самой вершины дерева из мелких веток, мха и лишайника. Входное отверстие лазейка — устраивается сбоку и закрывается мхом или пучком сухой трапы. Внутри гнездо выстлано мягкой подстилкой из перьев, волоса и других мягких предметов. Даже в сильный мороз в таком гнезде тепло и уютно. Устраивают белки свои гнезда и в дуплах деревьев.

Питается белка разнообразным кормом: молодой корой, грибами, ягодами, желудями, жуками, иногда выпивает даже птичьи яйца. Но основной ее пищей являются лесные орехи и семена хвойных деревьев: еловые, кедровые и сосновые шишки.

У белок удивительное чутье: сквозь метровый слой снега она находит желудь, орех и даже колосок с зерном. Белка хорошо слышит запахи на большом расстоянии. Поэтому неудивительно, что в парке она безошибочно подбегает к тому, у кого есть орех, если даже он зажат в руке. Если же орех пустой внутри, белка его грызть не станет.

В жаркие летние дни белка прячется в дупле или гнезде. На поиски корма выходит только рано утром или поздно вечером. К концу лета она начинает готовиться к зиме, запасаясь кормом: высушивает грибы, прячет в дупло или на землю под опавшие листья желуди, орехи. Зимой белка не впадает в спячку. Правда, большую часть времени она спит в своем теплом гнезде, но все же на короткое время выбегает покормиться.

Самая трудная пора для белок - конец зимы. К этому времени почти все запасы съедены, и им приходится есть молодые почки елей, лишайники. Ранней весной у белки появляется несколько голых, слепых, маленьких (семь-восемь граммов) бельчат. Белка заботливо ухаживает за ними, лишь ненадолго отлучаясь из гнезда, чтобы поесть и попить.

Через полтора месяца бельчата выбегают из гнезда и спускаются на землю. Обеспокоенная белка-мать, цокая зубами, предостерегает их об опасности.

Бурые медведи

Бурый медведь — большой лесной зверь. Его туловище покрыто бурой, коричневой или почти черной шерстью. Голова довольно большая, шея толстая и короткая, морда тупоносая. На голове небольшие закругленные уши. Глаза маленькие, видит он ими плохо. Хвост короткий. Огромные ноги медведя заканчиваются плоской голой подошвой с крепкими черными когтями. Ступая по земле, он не втягивает их (как, например, кошка, и поэтому они со временем тупеют. Подошвой медведь хорошо прощупывает все, на что наступает. Если нужно, он может подойти совсем неслышно, так, что ни одна сухая ветка не треснет под его могучими лапами. При ходьбе медведь ставит ступни ног пятками кнаружи, а пальцами внутрь. За развалистую походку его прозвали неуклюжим и косолапым. Однако мед воль довольно проворен и может догнать даже лошадь.

Особенность походки дает ему возможность подниматься на задние лапы и некоторое время передвигаться в таком положении, помогает легко пробираться по поваленным деревьям и взбираться на них. Любят медведи купаться и приучают к воде медвежат. Если понадобиться, они свободно переплывают реку. Едят они почти все, что могут найти в лесу: из-под слоя сухих листьев достают червей и личинок жуков, ловят лягушек и ящериц, ранней весной выкапывают корни растений. Но основной их пищей являются ягоды, желуди, грибы. Летом медведь может весь день провести в малиннике, лакомясь сладкими ягодами. Медведь - хороший рыболов. Выбрав удобное место, он внимательно следит за проплывающей рыбой, ловко хватает ее и выбрасывает на берег. Насытившись, он закапывает остатки рыбы в землю.

Медведь — большой любитель меда. Это пристрастие нашло отражение в украинском и русском названиях животного. За лето и осень медведь нагуливает много жира, благодаря чему всю зиму он может прожить без корма.

На зиму устраивает себе берлогу в яме или густых зарослях, под старыми пнями, выстилает ее сухими листьями, мхом, еловыми ветками. Тепло и уютно в таком «доме». Снег, словно пуховое одеяло, укрывает его сверху. Медведица ложится в берлогу с прошлогодними медвежатами. В лютую стужу, в январе — феврале месяце, у нее по-является обычно два маленьких медвежонка. Полусогнувшись, мать лежит на спине и держит малышей на животе, со всех сторон прикрывая их лапами и головой. Мурлыча, медвежата сосут молоко медведицы.

Говорят, что медведь в берлоге «лапу сосет». Однако это не совсем так. В середине зимы у медведя на лапах меняется кожа. Вот он и счесывает языком старую подошву. Как только пригреет весеннее солнышко и под бок медведю потечет растаявший снег, он просыпается. Медведица выводит малышей на поиски корма. Из берлоги медвежата выходят ростом с маленькую собачку, но потом довольно быстро растут. Бурые медведи хорошо поддаются дрессировке. Они уже давно стали постоянными «артистами» цирка.

Волки

Волк похож на большую собаку с широкой грудью и втянутыми боками. Шерсть серого цвета с различными оттенками -- от белесого до черного, в зависимости от того, где волк живет — в степи или в лесу. Густая и длинная шерсть надежно защищает его от летней жары и зимней стужи. Особенно густая шерсть вокруг шеи: будто большой серый воротник. На длинной морде голый (без шерсти) влажный нос, которым волки очень хорошо, порой за несколько километров чуют запах добычи и идут за ней по следу. Зубы крепкие и острые. Стоячие подвижные уши хорошо улавливают слабые и отдаленные звуки, которые люди не слышат.

У волка прекрасное зрение, он отчетливо видит даже в темноте. Благодаря высоким и крепким ногам волк быстро бегает на большие расстояния. Пальцы на ногах оканчиваются короткими и крепкими тупыми когтями. Большой и мохнатый хвост служит во время бега рулем: волк всегда держит хвост прямо.

Едят волки мясо других животных. Охотятся ночью, чаше в одиночку, и только к зиме объединяются в стаи. Иногда волки воют, и особенно заунывно зимой, когда они голодны. Молодые волки даже лают и рычат, как собаки.

Селятся волки в небольших лесах, степях, так как в густых зарослях трудно гоняться за добычей. Свое логово они надежно прячут в заросшем лесу, в овраге, недалеко от воды. Порой даже самые опытные следопыты не могут отыскать логово волчицы. В степях волки роют норы.

В апреле — мае у волчицы появляются волчата. Они рождаются слепыми и беспомощными, и родители заботливо ухаживают за ними. Пока волчица кормит волчат молоком, она совсем не отходит от них. В это время ее кормит волк. Потом пи начинает кормить волчат «котлетками». Для этого он отрыгивает пищу, которую ел сам, чтобы малышам легче было ее усвоить. Благодаря заботам родителей волчата быстро растут и к осени уже самостоятельно выходят на охоту.

Зимой волкам, как и другим диким животным, живется нелегко. В поисках добычи они проходят большие расстояния и часто голодают.

Лисицы

По внешнему виду лисица напоминает небольшую собаку. Ее туловище покрыто длинной пушистой шерстью разного цвета. Наиболее распространена в нашей стране обыкновенная лисица с рыжей шерстью, местами переходящей в темно-серую. На длин-ной острой мордочке подвижный кончик носа, которым она очень хорошо чует запахи. По бокам от носа растут усы (осязательные щетинки, предупреждающие о препятствиях и охраняющие безопасность носа и глаз во время охоты в сумерках. Зрачки глаз прорезаны вдоль, как у кошки, и могут изменять свои размеры. Поэтому лисица неплохо видит в полутьме. У лисицы острые и крепкие зубы. Большие настороженные уши улавливают еле слышные звуки.

Лисица быстро бегает, но все же не так быстро, как волк. Ноги у нее тонкие и очень гибкие. Подошвы жесткие, когти тупые и короткие. Подобно кошке, она может неслышно подкрасться к добыче, а затем броситься на нее сильным прыжком. При быстром беге лисица делает неожиданные прыжки и повороты, опираясь на более сильные задние лапы. Умеет лисица лазить по наклонным деревьям и плавать. Длинный пушистый хвост служит ей во время плавания рулем, а зимой спасает ее от холода, прикрывая туловище и морду.

Живут лисицы в степях, лесах, тундре и даже в пустыне. Свое логово устраивают в норах, вырытых другими животными или самостоятельно. Питаются полевыми мышами, ящерицами, лягушками, птицами, насекомыми, различной растительной пищей.

Лисица очень «любознательна». Соблюдая осторожность, она подкрадывается к брошенной на дороге консервной банке, обнюхивает ее со всех сторон или сходит с пути, чтобы осмотреть лежащую на земле цветную бумажку.

Весной в логове лисицы появляются от трех до десяти слепых лисят. Кончики хвостов у них совершенно белые. Родители заботливо ухаживают за детенышами; пока мать с малышами в логове, отец кормит ее, оберегает от опасности. Почуяв опасность, он роет другую нору, и они вместе переносят лисят в безопасное место.

К осени лисята подрастают, покидают родное логово и живут самостоятельно. К началу зимы лисица обрастает более густой шерстью: ее лапки, как в валенках, не зябнут даже в сильные морозы. Большую часть времени она проводит в поисках корма, охотясь за полевками. Здесь ей помогает тонкий слух.

Ходит лиса по снегу на задних лапах, прыгает, поворачивается. Со стороны это напоминает танец. А на самом деле она прислушивается к мышам, бегающим под снегом. Но все-таки довольно часто приходится ей спать голодной. В нашей стране лисиц разводят в зверосовхозах и зверофермах. Из их красивого меха шьют воротники и шапки.

Олени.

Олень — довольно крупное животное с длинными тонкими и сильными конечностями. Существует большое количество подвидов оленей. Одним из наиболее распространенных является благородный олень. Мех молодых оленей имеет пятнистую окраску, мех взрослых животных без пятен, летом рыжеватый, зимой — сероватый или бурый. На голове самцов ветвистые рога, образующиеся на костных выступах лобных костей.

Ежегодно в начале весны олени сбрасывают рога, но они вновь отрастают и при этом каждый раз увеличивается количество отростков; у взрослых оленей их не менее пяти.

Почти у всех оленей в области хвоста имеется светлоокрашенное пятно, так называемое «зеркало». Олени обитают в хвойных и широколиственных лесах, в кустар-никовых зарослях по берегам рек, в горах.

Питаются травянистой растительностью, корой, почками, стеблями и листьями деревьев, грибами, лишайниками, желудями, орехами, каштанами, семенами липы, яго-дами, грушами, яблоками и другими плодами. В жаркую погоду олени пасутся только утром и вечером, а днем отдыхают.

Зимой пасутся большую часть суток. В ветреную погоду и в снегопады укрываются в чаше, ложбинах или оврагах. Ходят олени крупным шагом, испугавшись, переходят на галоп, делая прыжки до пяти-шести метров; хорошо плавают.

В конце мая — в начале июня у самки рождается олененок. В первые дни он в основном лежит и встает лишь для того, чтобы пососать молоко матери. Яркая пятнистая окраска хорошо маскирует малыша. Самка кормит детеныша несколько раз в сутки, а остальное время держится поодаль, чтобы не навести хищников на его след. Через неделю олененок начинает ходить за матерью.

Основной враг оленей — волк. При нападении волков олени защищаются передними копытами, а самцы еще и рогами. Олени, обитающие в наших лесах, находятся под охраной государства.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы
Опубликовано: 21 января 2021 в 17:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Юферова (УИ 128277) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД