Людмила Руфова
Формирование у детей 5–6 лет представлений о культуре народов Нижегородского края через изучение фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
План по саморазвитию "Формирование у детей 5-6 лет представлений о культуре народов Нижегородского края через изучение народного фольклора"
Важным средством освоения культуры народов является фольклор. Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол). Еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные (1, стр. 26). В наши дни данная проблема становится еще более актуальной.
Публикация «Формирование у детей 5–6 лет представлений о культуре народов Нижегородского края через изучение фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Отсутствие или нехватка времени у родителей на общение с детьми приводит к тому, что дети не знают фольклор своего народа, не говоря уже о фольклоре других национальностей. Педагог детского сада имеет больше возможностей для ознакомления детей с фольклором других национальностей, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.
Проблема: недостаточное освоение подрастающим поколением фольклора других национальностей.
Цель: Развитие познавательной активности воспитанников через знакомство с фольклором народов нижегородского края.
Задачи:
Повышение педагогической компетентности по данной теме;
Создание развивающей предметно-пространственной среды для ознакомления детей с фольклором народов нижегородского края;
Знакомство детей с фольклором народов нижегородского края;
Повышение педагогической компетентности родителей по данной теме.
Этапы Содержание работы Способы трансляции педагогического опыта
Диагностический Изучение методической литературы:
• Ребенок и книга: Пособие для воспитателя
детского сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, В. И. Пирадова. – СПб. : Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000. – 128с.
• Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.
• Петрухина, С. Р. Ознакомление детей с марийской литературой. Фольклор и театр/ С. Р. Петрухина. – Йошкар-Ола, 1997. – С. 3 – 13.
• Научно – исследовательский проект:
«Татарский фольклор в жизни дошкольников»
Авторы проекта: Э. М. Гайсина; Д. Г. Гаязова; Д. Г. Галимьянова; Г. М. Фатыхова д. Портянур, 2011
• Мордовский фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников. https://nauka-pedagogika.com/
• Волков Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. – Чебоксары, 1965. Составление перспективного плана «Фольклор нижегородского края» для воспитанников старшей группы.
Прогностический Знакомство воспитанников с фольклором нижегородского края. Оснащение развивающей предметно – пространственной среды предметами быта народов нижегородского края. Пополнение книгами с потешками народов нижегородского края. Составление картотеки фольклорных произведений народов нижегородского края.
Практический Использование фольклора народов нижегородского края в режимных моментах, при непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей. Рекомендация для родителей «Фольклор в жизни ребёнка»
Регулярное обновление информации для родителей в соответствии с изучением фольклора конкретного народа.
Обобщающий Подведение итогов.
Написание программы саморазвития.
Представление материалов. Выступление на педчасе с презентацией.
Пополнение личной странички в интернет сообществе картотекой фольклорных произведений народов нижегородского края.
Сентябрь Подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме.
Октябрь Марийских потешеки, поговорки, загадки, колыбельные.
Ноябрь Чтение марийских сказок «Хитрая лиса», «Трусливый заяц», «Голодный волк».
Декабрь Мордовские потешки, поговорки, загадки, колыбельные.
Январь Чтение мордовских сказок «Как собака друга искала», «Лиса и медведь», «Куйгорож».
Февраль Чтение татарского фольклора.
Март Чтение татарских сказок «Луна и Солнце», «Соловей», «Добрый совет», «О кривой березе», Старик, Медведь и Лиса», «Шурале».
Апрель Чтение чувашского фольклора.
Май Чтение чувашских сказок «Лиса плясунья», «Почему сосна и ель вечно зелёные», «Как ловили луну».
Перспективный план
Литература
1. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.
2. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С. 16-20.
3. Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. - №9. – С. 11 - 18.
4. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, В. И. Пирадова. – СПб. : Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000. – 128с.