МААМ-картинки

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений

Ирина Хлопова
Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение эффективности работы по математическому развитию детей на основе применения системы развивающих игр

Задачи:

1. Сформировать у детей основы математических представлений (с учетом их индивидуальных особенностей);

Публикация «Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений» размещена в разделах

2. Развить познавательную активность детей, обогатить их познавательный опыт, расширить круг представлений в процессе освоения развивающих игр и развивающей среды;

3. Создать условия для использования детьми полученных знаний, умений и навыков в детских видах деятельности.

Самоанализ

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Систематические занятия по формированию элементарных математических представлений, безусловно, очень значимы в развитии логического мышления дошкольников, так как изучение математических понятий и отношений способствуют формированию умственных способностей и в то же время развитию творческого воображения; воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

На современном этапе на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с детьми, основанная на бережном и чутком отношению к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения в игровой форме, учитывая особенности детского развития и восприятия.

Мировая педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения могут усвоить из того, чему раньше они научились бы только в школе.

Мировая педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения могут усвоить многое из того, чему раньше они научились бы только в школе. А чем более подготовленный ребенок придет в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности – тем успешнее, для него будет начало этого очень важного для каждого человека периода – школьное детство.

Наш детский сад работает по программе «Детство» 8 лет. Ее разработчиками являются Н. В. Гончарова, М. В. Ионова, З. А. Михайлова, К. И. Мокрицына.

Кроме того наш детский сад использует новую технологию А. И. Иванова «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ».

Этот подход является одним из наиболее продуктивным способом реализации личностно-ориентированной модели образования. Он позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности. Обязательное наличие сюжета и игрового персонажа позволяют реализовать принцип обучения в игре, когда играя, дети не замечают, что учатся. Дети четко видят цель своей деятельности, и это облегчает формирование у них целеполагания. Отсутствие психологического давления на ребенка, его положительные эмоции, повышают эффективность занятий, способствуют сохранению здоровья детей и сохраняют основу для реализации любых здоровьесберегающих технологий.

Рабочая образовательная программа составлена на основании программы «Детство», разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной, З. А. Михайловой в 2001 году с использованием современных технологий, в т. ч. :

• А. И. Иванова «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ»;

• А. З. Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей»;

• З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина «Математика – это интересно»;

• З. И. Михайлова, Э. Н. Иоффе «Математика от 3-х до 7-ми»;

• З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольника»;

• Б. Н. Никитин «Ступеньки творчества»;

• Е. Н. Носова, Е. Р. Непомящая «Логика и математика для дошкольников»;

• А. А. Смоленцева, О. В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей»;

• А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт «Математика до школы»;

• М. Фидлер «Математика уже в детском саду».

Целью программы является повышение эффективности работы по математическому развитию детей на основе применения системы развивающих игр.

Задачи:

1. Сформировать у детей основы математических представлений (с учетом их индивидуальных особенностей);

2. Развить познавательную активность детей, обогатить их познавательный опыт, расширить круг представлений в процессе освоения развивающих игр и развивающей среды;

3. Создать условия для использования детьми полученных знаний, умений и навыков в детских видах деятельности.

Учитывая цель и задачи составленной программы, следует отметить, что главными путями реализации математического развития детей является работа с элементарным занимательным материалом, который можно классифицировать, выделив в нем условно 2 группы:

математические игры и задачи;

развивающие (дидактические) игры.

Базовым материалом для реализации задач рабочей программы являются развивающие пособия, такие как блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитина.

Работа с элементарным занимательным материалом базируется на принципах систематичности, последовательности, индивидуальности, учитывая возраст и уровень развития детей.

Этим принципам я придерживаюсь в ходе работы с детьми. Мною создана система работы, которая предполагает последовательное освоение ребенком каждой ступени программы.

Считаю, что для успешной реализации поставленных задач необходимы определенные условия :

1. Развивающая предметно-пространственная среда

2. Модульное построение педагогического процесса, организация совместной, самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работы.

3. Систематический педагогический анализ успешности освоения программы математического развития

Развивающая предметно-пространственная среда

В группе мною организованны микропространства для занятийной, самостоятельной деятельности детей, наполнение которых соответствует младшему возрасту.

1. Микрозона «Маленькие конструкторы»

Для ее организации использовалось следующее оборудование: крупная мозайка, вкладыши, сборные игрушки, пирамидки, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки; нетрадиционный материал : на группировку по цвету, по форме; крупные бусы; конструкторы типа «Лего», пазлы, алгоритмы работы, схемы и модели для конструирования.

Наполнение данной микрозоны направленно на развитие пространственного мышления, зрительного восприятия, внимания, пальцевой моторики, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; на формирование исследовательских навыков.

2. Микрозона «Маленькие строители»

Для ее организации использовалось следующее оборудование:

крупный и средний строительный материал, нетрадиционный материал, небольшие игрушки для обыгрывания, простейшие схемы построек и алгоритмы их выполнения.

Наполнение данной микрозоны направленно на развитие пространственных представлений, конструктивных способностей, творческого воображения и позволяет формировать умения работать по заданной схеме, модели.

3. Микрозона «Маленькие математики»

Для ее организации использовалось следующее оборудование:

магнитная доска, комплекты геометрических фигур: плоскостных и объемных, нетрадиционный материал : шишки, желуди, камешки, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор», а также схемы, альбомы с образцами, карточки для индивидуальных работы.

Наполнение данной микрозоны направленно на знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов, обучение группировке предметов по цвету, размеру, форме, выявление отношения групп предметов по количеству и числу.

Модульное построение педагогического процесса, организация совместной, самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работы.

Модульное построение педагогического процесса дает возможность усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторика и др.) в игре. Во время моей работы на практике подтвердилось, что введение игровых мотиваций, проблемно-практических ситуаций, игровых персонажей, которые сопровождают детей на протяжении всей деятельности, обязательно. Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно понять причину происходящего, логику решения поставленной задачи. Одним из способов познания и изучения окружающего мира в младшем дошкольном возрасте являются игры, в том числе и развивающие.

Развивающий материал включаю в основную часть занятий по математическому развитию 1 раз в неделю в соответствии с расписанием занятий, продолжительностью 10-15 минут в небольших подгруппах 6-8 человек.

Для каждого ребенка мною разработан набор сопутствующих материалов для игр

«Сложи узор»

1. Образцы со сменными карточками (дорожки одного цвета, разноцветные, дорожки с чередованием цвета, разнообразные коврики, разноцветные окна)

Цель: закрепление сенсорных эталонов цвета.

Приложение №1.1

2. Образцы со сменным игровым персонажем (картинка)

Цель: для формирования мотивационной деятельности.

Приложение №1.2

3. Образец наборного полотна

Цель: для развития пространственных представлений.

Приложение №1.3

«Палочки Кюизенера»

1. Образцы со сменными карточками (дорожки – одноцветные, разноцветные, с чередованием цвета, одноярусные, двухярусные, заборчики с чередованием цвета различные варианты)

Цель: для закрепления эталонов цвета и размера.

Приложение №2.1

2. Образцы со сменным игровым персонажем (картинка)

Цель: для формирования мотивационной деятельности.

Приложение №2.2

3. Образцы разного уровня сложности

Цель: учитывать индивидуальные особенности.

Приложение №2.3

4. Образцы по принципу фланелеграфа

Цель: различие количественного и порядкового счета.

Приложение №2.4

«Сложи узор» и «Палочки Кюизенера»

1. Образец объединяющий две развивающие игры «Сложи узор» и «Палочки Кюизенера»

Цель: различие порядкового и количественного счета.

Приложение №3.1

2. Объединяющий образец со сменными карточками

Цель: учитывать индивидуальные особенности

Приложение 3.2

3. Образец объединяющего наборного полотна

Цель: для развития пространственных представлений, закрепления значений чисел и их цветовых обозначений.

Приложение №3.3

«Блоки Дьенеша»

1. Образцы обобщающих карточек

Цель: для обобщения объектов по нескольким свойствам.

Приложение №4.1

2. Образцы карточек-заместителей

Цель: для формирования мотивационной деятельности.

Приложение №4.2

При необходимости все материалы, требующиеся на занятие, собраны в индивидуальные конверты с изображением отличительной картинки ребенка.

Мною разработана диагностическая карта (пошаговая карта отслеживания результата). Она позволяет выявить уровень усвоения материала каждым ребенком, например:

месяц «Сложи узор» «Палочки Кюизенера» «Блоки Дьенеша»

январь «Паркет» СУ б 15 (9 куб) «Домик в деревне» Игра «Второй ряд» Закрепление формы (разные цвет и размер)

«Гриб»СУ б 8 «Мышка»

«Цветок» СУ б 4 (2 цв) «Число 4» Построение ряда с отрицанием формы, размера и цвета

февраль «Цветок» СУ б 4 (3 цв) «Цветок» Игра «Раздели фигуры …на красные и не красные

«Алые паруса» СУ б 24 «Число 5» …на круглые и большие

«Пароход» СУ б 19 «Скроречник» …синие и неквадратные

«Катушка» СУ б 9 «Котенок» …маленькие, желтые и прямоугольные

Условные обозначения уровней освоения материала :

- низкий уровень

- средний уровень

- высокий уровень.

Опираясь на текущие данные карты, планирую индивидуальную работу в совместной деятельности.

В блоке совместной деятельности мною выделен раздел, который называется «Развивающие игры». Для организации данного вида деятельности дополнительно планирую работу с набором карточек-символов для блоков Дьенеша, которые позволяют группировать объекты:

• по форме (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные);

• по цвету (красные, желтые, синие);

• по размеру (маленькие, большие);

• по толщине (толстые, тонкие).

Для освоения слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства, требуются карточки-отрицания.

При работе с палочками Кюизенера плакат-подсказка позволяет закреплять значения чисел и их цветовые обозначения.

Дополнительно для индивидуальной деятельности организовываю работу в рабочих тетрадях, которые имеют отличительную картинку и конверт для разрезного материала.

Выдвижение развивающих задач дает возможность конструировать воспитательный процесс с позиции интеграции содержания. В контексте любой деятельности: природоведческой, художественной и др. – осуществляется общее умственное (в данном случае математическое) и личностное развитие детей.

В ходе занятий придерживаюсь единой модульной структуры, которая была положена в основу составления рабочих учебных программ

• игровой сюжет (краткое изложение игровых событий);

• игровой персонаж;

• описание развивающего материала;

• учебно-игровые задачи.

Приложение №5

Педагогический анализ успешности освоения программы математического развития.

Педагогический анализ провожу 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). Технология проведения диагностического исследования разработана в НИПКиРО с опорой на методическое пособие З. А. Михайловой, И. Н. Чеплашкиной «Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста». Данная диагностика освоения математических представлений представляет собой набор специально разработанных информативных методик и тестовых заданий, позволяющих диагностировать реальный уровень развития детей, успешность освоения раздела математического развития комплексной образовательной программы «Детство», а также выявить причины неуспешности.

В ходе диагностического исследования пользовалась следующими методами:

• тестовые задания – игровые проблемные ситуации, требующие решения бытовых задач и применения детьми своего социального опыта;

• педагогическое наблюдение;

• беседы с детьми;

• анализ детской деятельности.

Комплекс психолого-педагогических диагностик позволяет отследить параметры освоения детьми математической деятельности.

При проведении диагностики фиксировала следующее:

• способ выполнения практического действия (передвигает, составляет пары и т. д.);

• речевые высказывания ребенка;

• степень проявления интереса к деятельности;

• результат.

Результаты педагогической диагностики анализировала по кратким характеристикам (критериям) уровней освоения программного содержания (по каждому направлению, представила в виде трехуровневой шкалы: низкий, средний, высокий.

Составленная мною система работы позволила добиться следующих результатов:

Возраст Уровни Начало года,% Конец года,%

1-ая младшая группа Низкий 52 35

Средний 48 60

Высокий - 5

2-ая младшая группа Низкий 48 28

Средний 47 53

Высокий 5 21

По результатам диагностирования составила диаграммы (Приложение №6, которые наглядно показывают повышение степени освоения математических знаний, умений и навыков детьми по сравнению с началом года.

Приложение

Приложение № 1

Набор наглядных пособий для развивающей игры «Сложи узор»

Приложение №1.1

Приложение №1.1

Приложение №1.2

Приложение №1.3

Приложение № 2

Набор наглядных пособий для развивающей игры ««Палочки Кюизенера»

Приложение №2.1

Приложение №2.1

Приложение №2.2

Приложение №2.3

Приложение № 3

Набор наглядных пособий для объединяющий развивающих игр «Сложи узор» и «Палочки Кюизенера»

Приложение №3.1

Приложение№3.2

Приложение№3.3

Приложение№3.4

Приложение №4

Набор наглядных пособий для развивающей игры

«Блоки Дьенеша»

Приложение №4.1

Приложение №4.2

Публикации по теме:

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР I-II уровня через систему игровых упражнений Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с ОНР I – II уровня одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игры Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка от раннего возраста к дошкольному возрасту. На третьем году жизни дети становятся.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством LEGO–конструктораФормирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством LEGO–конструктора Актуальность темы исследования. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играхФормирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Сорокина Наталия Николаевна,.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Исследования последних лет показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние.

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук» Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Формирование элементарных математических представлений.

Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Ногинского муниципального района «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ». Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений
Опубликовано: 28 февраля 2016 в 11:27
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хлопова (УИ 416043) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД