Получи документы

Формирование толерантности в общении

Алла Шевчук
Формирование толерантности в общении
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование толерантности в общении.

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно 5-7 % людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Темочки:

Школа - это особое учреждение, часть социума, в котором взаимодействуют взрослые и дети, приобретается жизненный опыт, воспитывается характер, воля, трудолюбие и личностные качества, формируется система ценностей. Учитель, ученики и родители включаются в широкий диапазон отношений, воспитательных и учебных ситуаций, которые с определённой периодичностью перерастают в конфликт. Споры, склоки, драки и сквернословие является неотъемлемой частью школьной повседневности. Не всегда удаётся разрешать конфликтные ситуации при помощи администрации школы и педагогов.

Толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов.

Понимание толерантности с идеями Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО :Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, норм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира.

Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формирование на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Говоря о толерантности можно выделить следующие функции.

Мирообеспечивающая: определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению кразличного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.

Регулирующая: позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;

Психологическая: служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание.

Воспитательная: обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию;

Коммуникативная: развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения

Культуросохраняющая: обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества

Креативная: обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения.

Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.

Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т. д.) Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны.

Возраст 10-16 лет (подростковый период) характеризуется интериоризацей (познанием себя) и социализацией (активным вхождением в общество, поэтому в содержание воспитательной системы должны быть включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя, а так же осмысления себя в «культурном ландшафте».

Важным моментом подросткового возраста является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность». Данная характеристика отражается в понятии «коммуникативная компетентность» (высоко развитые умения и навыки общения). Следовательно, в содержании воспитательной работы весомое место занимают проблемы коммуникации.

- Подростки увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению на разные темы (хотя часто им не хватает социального опыта). Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.

- Подросток, особенно старший, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться интересные люди.

- Подросток стремится отгородить себя от семьи, не всегда доволен сложившейся в семье системой взаимоотношений. Для преодоления этой проблемы необходимо участие семьи в организации и в проведении многих предлагаемых формах воспитательной работы.

С целью целенаправленного формирования толерантности выделяются подходы к воспитанию толерантности :

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

-Признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

-Признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

-Опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, «Я - концепцию» партнера;

Индивидуальный подход.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ:

-Опора на активность, сознательность и самостоятельность;

-Ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребёнка;

-Обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и её компонентов;

-Построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

В работе можно реализовать следующие формы воспитательной деятельности: Информационно-познавательные часы;Беседы;Дискуссии;Игровые тренинги;Коммуникативные тренинги;Праздники ;Игровые и конкурсные программы;Викторины; Выставки; Познавательные игры;Акции

- так же используются следующие методы воспитания:Пример;Поощрение;Создание социальных проб;Убеждение (самоубеждение);Внушение (самовнушение);Игровые методы;Требование;Метод саморегулирования;Метод воспитывающих ситуаций;Метод соревнования;Метод анализа деятельности и общения ребенка;Поручения

Одним из эффективных инструментов вторичной профилактики является Школьная служба примирения. Данная служба встраивается в структуру школы в качестве органа ученического самоуправления. Есть устав службы примирения, положение о щкольной службе примирения. Команда медиаторов - ровесников осуществляет свою деятельность под руководством взрослых кураторов. Куратором может быть педагог, который так же. как и школьники, прошел обучение медиации, принимал участие в других тренингах. Владеет навыками конфликтологии. обладает авторитетом как среди педагогов, так и среди школьников, так же существует группа поддержки ШСП (школьники, которые проходят начальную стадию обучения) : рекламируют ШСП, создают имидж ШСП, пишут статьи в школьную стенгазету.

Целью ШСП является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. В чём преимущество ШСП? 1. Сверстники обычно лучше взрослых знают свой подростковый мир и ведут переговоры на «одном языке», нередко только им понятном.

2. Конфликтующие больше доверяют ровеснику, чем администрации, а ведущий строго соблюдает конфиденциальность всего процесса.

наши медиаторы в 2013-2014 уч. г. прошли обучение в школе волонтеров г. Мурманске в центре дополнительного образования "Лапландия", куда входило выполнение конкурсных заданий.

По итогом мы заняли 1 место за конкурс эмлемы; 2 место за занятие с элементами тренинга" толерантное общение среди сверстников. " Цель было : формирование у обучающихся установки на толерантное поведение. Ставились Задачи:1. Обучающая: - Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;-Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека. 2. Воспитательная: -воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;-воспитывать внимательное отношение к себе и другим. 3. Развивающая: развивать навыки рефлексии;развивать способность осознавать свои чувства;развивать навыки саморегуляции;развивать коммуникативные навыки. Занятие проводилось в 6 классе, так как по всем параметрам был Интолерантный : наблюдались осуждения. критика; обзывание; игнорирование;неумение слушать друг друга.

По результатам работы у учащихся класса сформировано понятие оПризнании – способности видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другого мышления, других форм поведения Принятии – положительном отношении к отличиям. Понимании – умении видеть другого изнутри, способности взглянуть на его мир с двух точек зрения: своей собственной и его.

Прогнозируемые результаты:- Результатом деятельности школьной службы примирения является складывание новой традиции взаимодействия между людьми. - Статистика подтверждает, что более 80% конфликтных ситуаций могут быть благополучно разрешены при помощи техник медиации.

Публикации по теме:

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира. Н. В. Лебедева, Д. Е. Макушкина,.

Картотека игр для детей с трудностями в общении Картотека игр для детей с трудностями в общении. ИГРА «КЛУБОЧЕК» Цель: повышение уверенности ребенка, снижение чувства одиночества. Ход.

Комплекс мероприятий с ребенком (детьми) с трудностями в общении Детям в любом возрасте, в особенности раннем, необходима помощь со стороны взрослых, поэтому первоначальная задача воспитателя и родителей.

Консультация для родителей «Музыка в общении с ребенком» Консультация для родителей «Музыка в общении с ребенком» Часто родители задают вопрос:- Когда начинать музыкальное воспитание ребенка?.

Культурная практика по духовно-нравственному воспитанию в межвозрастном общении «В мир сказки» МБДОУ № 87 «Детский сад компенсирующего вида» Культурная практика по духовно – нравственному воспитанию в межвозрастном общении.

Лекция с элементами тренинга для педагогов на тему: «Толерантность в педагогическом общении» Цель :познакомить с понятиями: толерантность, толерантность в педагогическом общении, коммуникативная толерантность. Раскрыть основные аспекты.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Методики для исследования трудностей в общении у детей. В статье указаны цели методики и необходимый стимульный материал. Подборка методик для исследования детей, имеющих трудности в общении Методика «Лесенка» Авторы: Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн В. Г. Щур.

Неделя толерантности в детском садуНеделя толерантности в детском саду План мероприятий ко Дню ТОЛЕРАНТНОСТИ № Дата Название мероприятия (краткое содержание) Участники ответственные 1. 16 ноября, понедельник.

Статья «Воспитание межнациональной толерантности» В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование толерантности в общении
Опубликовано: 24 октября 2016 в 20:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование толерантности в общении» (включая файлы) размещена пользователем Алла Шевчук (УИ 862960) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД