Алла Шевчук
Формирование толерантности в общении
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование толерантности в общении.
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно 5-7 % людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Темочки:
Школа - это особое учреждение, часть социума, в котором взаимодействуют взрослые и дети, приобретается жизненный опыт, воспитывается характер, воля, трудолюбие и личностные качества, формируется система ценностей. Учитель, ученики и родители включаются в широкий диапазон отношений, воспитательных и учебных ситуаций, которые с определённой периодичностью перерастают в конфликт. Споры, склоки, драки и сквернословие является неотъемлемой частью школьной повседневности. Не всегда удаётся разрешать конфликтные ситуации при помощи администрации школы и педагогов.
Толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов.
Понимание толерантности с идеями Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО :Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, норм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира.
Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формирование на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Говоря о толерантности можно выделить следующие функции.
Мирообеспечивающая: определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению кразличного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.
Регулирующая: позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;
Психологическая: служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание.
Воспитательная: обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию;
Коммуникативная: развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения
Культуросохраняющая: обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества
Креативная: обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения.
Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.
Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т. д.) Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны.
Возраст 10-16 лет (подростковый период) характеризуется интериоризацей (познанием себя) и социализацией (активным вхождением в общество, поэтому в содержание воспитательной системы должны быть включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя, а так же осмысления себя в «культурном ландшафте».
Важным моментом подросткового возраста является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность». Данная характеристика отражается в понятии «коммуникативная компетентность» (высоко развитые умения и навыки общения). Следовательно, в содержании воспитательной работы весомое место занимают проблемы коммуникации.
- Подростки увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению на разные темы (хотя часто им не хватает социального опыта). Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.
- Подросток, особенно старший, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться интересные люди.
- Подросток стремится отгородить себя от семьи, не всегда доволен сложившейся в семье системой взаимоотношений. Для преодоления этой проблемы необходимо участие семьи в организации и в проведении многих предлагаемых формах воспитательной работы.
С целью целенаправленного формирования толерантности выделяются подходы к воспитанию толерантности :
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
-Признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
-Признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;
-Опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, «Я - концепцию» партнера;
Индивидуальный подход.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ:
-Опора на активность, сознательность и самостоятельность;
-Ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребёнка;
-Обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и её компонентов;
-Построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
В работе можно реализовать следующие формы воспитательной деятельности: Информационно-познавательные часы;Беседы;Дискуссии;Игровые тренинги;Коммуникативные тренинги;Праздники ;Игровые и конкурсные программы;Викторины; Выставки; Познавательные игры;Акции
- так же используются следующие методы воспитания:Пример;Поощрение;Создание социальных проб;Убеждение (самоубеждение);Внушение (самовнушение);Игровые методы;Требование;Метод саморегулирования;Метод воспитывающих ситуаций;Метод соревнования;Метод анализа деятельности и общения ребенка;Поручения
Одним из эффективных инструментов вторичной профилактики является Школьная служба примирения. Данная служба встраивается в структуру школы в качестве органа ученического самоуправления. Есть устав службы примирения, положение о щкольной службе примирения. Команда медиаторов - ровесников осуществляет свою деятельность под руководством взрослых кураторов. Куратором может быть педагог, который так же. как и школьники, прошел обучение медиации, принимал участие в других тренингах. Владеет навыками конфликтологии. обладает авторитетом как среди педагогов, так и среди школьников, так же существует группа поддержки ШСП (школьники, которые проходят начальную стадию обучения) : рекламируют ШСП, создают имидж ШСП, пишут статьи в школьную стенгазету.
Целью ШСП является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. В чём преимущество ШСП? 1. Сверстники обычно лучше взрослых знают свой подростковый мир и ведут переговоры на «одном языке», нередко только им понятном.
2. Конфликтующие больше доверяют ровеснику, чем администрации, а ведущий строго соблюдает конфиденциальность всего процесса.
наши медиаторы в 2013-2014 уч. г. прошли обучение в школе волонтеров г. Мурманске в центре дополнительного образования "Лапландия", куда входило выполнение конкурсных заданий.
По итогом мы заняли 1 место за конкурс эмлемы; 2 место за занятие с элементами тренинга" толерантное общение среди сверстников. " Цель было : формирование у обучающихся установки на толерантное поведение. Ставились Задачи:1. Обучающая: - Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;-Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека. 2. Воспитательная: -воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;-воспитывать внимательное отношение к себе и другим. 3. Развивающая: развивать навыки рефлексии;развивать способность осознавать свои чувства;развивать навыки саморегуляции;развивать коммуникативные навыки. Занятие проводилось в 6 классе, так как по всем параметрам был Интолерантный : наблюдались осуждения. критика; обзывание; игнорирование;неумение слушать друг друга.
По результатам работы у учащихся класса сформировано понятие оПризнании – способности видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другого мышления, других форм поведения Принятии – положительном отношении к отличиям. Понимании – умении видеть другого изнутри, способности взглянуть на его мир с двух точек зрения: своей собственной и его.
Прогнозируемые результаты:- Результатом деятельности школьной службы примирения является складывание новой традиции взаимодействия между людьми. - Статистика подтверждает, что более 80% конфликтных ситуаций могут быть благополучно разрешены при помощи техник медиации.