Дарья Макушкина
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира.
Н. В. Лебедева, Д. Е. Макушкина, Е. А Самарцева
МБ ДОУ «Детский сад №144»
Россия, город Новокузнецк
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
(народная мудрость)
Публикация «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира» размещена в разделах
Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Этим объясняется необходимость формировать отвечающие современной ситуации культурные ценности и нормы. Соблюдая такие нормы повседневного поведения, обычный человек мог бы вернуть доверие к окружающему миру в целом, обрести чувство стабильности, согласия, уверенности в своем и своих детей нормальном будущем.
ФГОС дошкольного образования утверждает основные принципы реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Реализация задач формирования у дошкольников толерантности основывается на следующих принципах ФГОС:
• содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
• приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Задача детского сада нами видится в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности : ненасилия, уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Это означает, что каждый свободен, придерживается своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Основная общеобразовательная программа нашего детского сада разработана на основе примерной программы «Радуга». Важным моментом социально-личностного развития дошкольников авторы программы «Радуга» считают становление познавательного, созидательного отношения к миру, уважительного отношения к культуре других народов, эмоциональной и эстетической отзывчивости к действительности.
Целью нашей работы является формирование толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира.
Задачи работы:
1. формировать основы этнического самосознания;
2. формировать положительный опыт общения в многонациональной социальной среде;
3. развивать детские представления о культурном многообразии народов;
4. способствовать творческим проявлениям детей;
5. способствовать развитию у детей понимания и принятия общечеловеческих, национальных ценностей;
6. развитию гуманных чувств;
7. воспитывать толерантность;
8. воспитывать интерес к родной национальной культуре;
9. воспитывать интерес, желание узнать о культуре других народов.
Вся образовательная деятельность строится на основе принципов ФГТ:
1. принципа развивающего обучения;
2. принципа комплексно-тематического планирования;
3. принципа интеграции образовательных областей.
Наша работа отражает основные содержательные линии, определенные основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения. Происходит их наполнения национальной колористикой, расширение тематических границ, конкретизация национальных особенностей. Развитие детских представлений идет не столько за счет увеличения объема информации, сколько за счет большей включенности детей в познава-тельный процесс, за счет развития познавательных способностей, использования практических методов и приемов.
Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.
Вряд ли педагоги ДОУ смогут перевоспитать родителей, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно.
Одна из задач педагогов нашего ДОУ – это регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, через организации совместной игровой деятельности.
Педагоги должны взаимодействовать на принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работу по формированию толерантности в семье воспитатели должны строить с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений. Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается.
Хорошим средством формирования толерантных отношений в семье мы считаем проведение совместных праздников, конкурсов. В мае традиционно в ДОУ проходит “Неделя семьи”. Мы проводим среди родителей конкурс сочинений “Мой ребенок и его любимые игрушки”. Участие родителей в этом конкурсе свидетельствует о заинтересованности в своем ребенке, а содержание сочинений показывает, как воспринимают, видят родители своих детей, что для них значимо.
Большую помощь в работе по ознакомлению детей с зарубежными странами могут оказать родители: подобрать иллюстрации, открытки, привлекать детей к просмотру телепередач, рассказывающих о жизни, труде, культуре, традициях и обычаях народов зарубежных стран. Воспитатель помогает подобрать родителям литературу для чтения. Если родители поддерживают начинания педагогического коллектива, то толерантное воспитание ребенка успешно продолжится и в семье. Только совместные усилия ДОУ и семьи позволят закрепить у ребенка доброжелательное отношение к народам разных стран, воспитать его добрым, отзывчивым человеком, то есть сформировать толерантность.
Современная технологическая эра разрушает психику людей. Ведь известно, что старинная изба с деревянным полом была намного полезнее, чем современный пол с подогревом. И понятен интерес малышей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а, значит, можно нафантазировать всё, что захочешь. Старинная кукла вобрала в себя всё, чего нам так не хватает в ХХІ веке – золото пшеницы и запах сена, нежность мягкой шерсти и домотканого полотна.
Кукла является неотделимой частью нашей жизни. Кто-то играет в куклы в детстве и, вырастая, забывает о любимой игрушке, для других кукла превращается в хобби – на такое увлечение уходит немало времени и денег, а кто-то сам придумывает куклы, создавая уникальные объекты искусства.
В МБ ДОУ «Детский сад №144» работа с детьми и их родителями по формированию толерантности через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира проводится с октября по апрель со всеми детьми старшего дошкольного возраста ( Средняя группа: Беседа «Моя любимая игрушка». Драматизация цикла стихотворений А. Барто «Игрушки». Познавательное занятие «Матрешка из лукошка». Сладкий вечер «Новый год в кукольном царстве». Занятие по изобразительной деятельности «Дымковская лошадка». Мастер класс «Зайчик на пальчик». Познавательное занятие «Коробейники». Подготовка и проведение сладкого вечера «Ярмарка игр и игрушек». Старшая группа: Беседа «Что расскажут нам игрушки». Развлечение «Народные игры стран мира». Познавательное занятие «В гостях у Карлсона». Сладкий вечер «Новогодние игрушки народов стран мира». Занятие по изобразительной деятельности «Индейцы». Мастер класс «Костюм индейца». Познавательное занятие «Однажды в Австралии». Подготовка и проведение сладкого вечера «Кто в игры играет, тот мир лучше знает». Подготовительная группа: Беседа «Необычный транспорт стран мира». С. р. и. «Путешествие вокруг света». Познавательное занятие «Далекарлийская лошадка». Сладкий вечер «Путешествие в Африку». Занятие по изобразительной деятельности «Любимая игрушка». Мастер класс «Белорусская соломенная кукла». Познавательное занятие «Путешествие по Англии с мишкой Теди». Проект «Игрушка – как символ страны»).
Включение в образовательный процесс данной системы работы с детьми в детском саду потребовало пересмотра предметно-развивающей среды. В соответствии с принципами толерантной среды воспитателями подбираются куклы в одежде людей разных национальностей; народные игрушки. В группах имеются картотеки подвижных и досуговых игр народов мира, дидактических игр на развитие у детей толерантности.
Ушинский К. Д. указывал, что система воспитания соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Дети уже с раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, знакомиться с произведениями устного народного творчества.
Известный педагог Флерина Е. А. утверждала, что игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции. Эти традиции определяются национальным своеобразием культуры, быта, педагогики. Народная игрушка бурит мысль и фантазию ребенка своей формой, техникой, движением, сказочностью. Смотря на игрушку, можно сказать, что она, как сказка для ребенка.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», – гласит поговорка.
Занятие физической культурой и спортом в нашем ДОУ мы рассматриваем, как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Чтобы быть уверенными, что нашим воспитанникам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире – как педагогический процесс воспитания личности. Мы убеждены, что физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Воспитание толерантности, нравственных качеств у детей средствами физической культуры мы построили по нескольким направлениям:
• знакомство с культурой, традициями своего народа;
• знакомство с культурой народов мира через подвижные игры;
• олимпийское образование;
• формирование уверенности в себе, уважения и дружелюбия к сверстникам;
• педагогическое просвещение родителей;
• самообразование и консультирование воспитателей.
Работая над темой «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира», одним из путей мы считаем приобщение к олимпийскому движению.
Особенно актуальна эта задача была в 2014 году, когда в России проходила Зимняя Олимпиада. Перед ее началом с детьми старшего возраста был проведён спортивный досуг «Первые Олимпийские игры», где познакомили детей с зарождением Олимпийского движения. Дети узнали, что на время проведения этих игр, запрещались война и вражда. Мы познакомили детей с народами континентов и теми видами спорта, которые они подарили всем остальным людям. Например, в Африке в давние времена одним из излюбленных видов спорта были прыжки через быка. В современной гимнастике есть подобный элемент: прыжки через гимнастического коня. Дети испытали себя на ловкость и смелость в прыжках через гимнастическую скамейку. А стрельба из лука пришла из Австралии, многие виды борьбы – из Азии. Дети с чувством гордости рассказывали о победах и очередных наградах, полученных на олимпиаде в Сочи спортсменами России и других стран.
Старшие дошкольники осваивают подвижные игры, в которых участники делятся на команды (эстафетные игры). В играх этой группы ясно видна роль каждого участника в достижении общего результата. У детей следует формировать положительный опыт игрового общения. Эта работа, прежде всего, требует индивидуального подхода, своевременной оценки поведения каждого ребенка. Первоначально мы знакомим детей с элементарными правилами поведения в совместных подвижных играх :
• доброжелательно реагировать на замечания других игроков;
• не нарушать правила;
• в вежливой форме исправлять неточные действия игроков;
• дошкольное детство – один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому, именно в это время важно начинать формировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом;
• критерием эффективности проводимой работы, мы считаем, может служить:
- исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
- преобладание положительных эмоций;
- способность сопереживать, оказывать помощь, дружелюбие.
Подводя итоги проведенной работы по теме «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста и их родителей через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира» педагоги нашего ДОУ выявили, что родители:
• 96% опрошенных родителей считают – ознакомление дошкольников с народными игрушками оказывает разносторонне развитие личности ребенка. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.
• 97% опрошенных родителей используют полученные знания при воспитании ребенка дома
• 64% опрошенных родителей изготовили игрушки (проводились мастер – классы) для совместных игр с детьми дома.
Список литературы:
1. Березина Н. О., Бурлакова И. А., Клопова Е. Е. и др. Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Пособие для педагогов с приложением на электронном носителе.
2. Бурлакова И. А., Клопотова, Ягловская Е. К. Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Наглядный материал.
3. Соловьева Е. В., Л. В. Редько Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет в детском саду: методическое пособие для воспитателей – М. : Просвещение, 2014-80 с. – (Радуга)
4. Кенеман А. В. «Детские подвижные игры народов мира» М. : Просвещение,1989 г.
5. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла» СПб ООО Издательство Детство ПРЕСС, 2012 г.
6. Цыгвинцева О. А. «Мастерская народных кукол» СПб ООО Издательство Детство ПРЕСС, 2013 г.