наталия хрычева
Статья «Воспитание межнациональной толерантности»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира» .
Публикация «Статья „Воспитание межнациональной толерантности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
В своем широком смысле слово «толерантность» - означает терпимость к чужим мнениями поступкам, способность относится к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному воздействию с людьми и группами людей не зависимо от их национальности, социальной и религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены к два взаимосвязанных блока:
1. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать в этих целях:
- формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
- формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
- развитие способности к межнациональному и межрелигиозному воздействию;
- развитие способности к толерантному общению к конструктивному взаимодействию и представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
- формирование умения определять границы толерантности.
2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования. А именно:
- профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
- гуманизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;
- включение и реформирование образования ведущих идей педагогики и толерантности;
- реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы необходимые для общего выживания и свободного развития, это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
Толерантность – это человеческая добродетель, искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свободы других людей. В то же время, толерантность - не уступка, снисхождение, жизненная позиция на основе признания иного.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению к друг другу, что очень не просто.
Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальных культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей. В производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.
Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним.
Определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности, принадлежит внеклассной и вне учебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок, национальных театров. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира.
Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия.
К ним относятся следующие:
- обогащение кругозора информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;
- создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;
- включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность.
Мы известны миру своей толерантностью, межэтническим согласием и диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохранятся и развиваться.
Исходя из особенностей республики – ее открытости, множественности культур и этносов, учебные заведения должны стать местом приобщения молодежи общечеловеческим ценностям и многообразию культур, воспитания высокой нравственности и патриотизма, где молодые люди учатся сосуществованию друг с другом не теряя своей этноэдентичности.