светлана вериго
Комплекс мероприятий с ребенком (детьми) с трудностями в общении
▼ Скачать + Заказать документы
Детям в любом возрасте, в особенности раннем, необходима помощь со стороны взрослых, поэтому первоначальная задача воспитателя и родителей заключается в предоставлении посильной и своевременной помощи ребенку.
Основными направлениями мероприятий с ребенком, имеющим трудности в общении, являются:
– обучение ребят цивилизованным способам выражения своих негативных эмоции (например, работа с гневом. Обучение агрессивного ребенка приемлемым способам выражения гнева);
– обучение детей разрешать конфликтные ситуации положительным способом;
Публикация «Комплекс мероприятий с ребенком (детьми) с трудностями в общении» размещена в разделах
– обучение ребенка навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
– формировать следующие качества: эмпатия, доверие, отзывчивость, сопереживание.
Комплекс мероприятий с ребенком имеющего трудности в общении со сверстниками
- «Два дома». Ребёнку на выбор дается два дома, первый из них красивый и большой, а второй – маленький и не привлекательный. Ему необходимо выбрать, кого из друзей он захочет привести к себе домой (в большой красивый дом, выбор неограничен. Вместе с тем он не должен забывать о других, о тех, кого не захочет видеть, так как их необходимо поселить в другой дом. По завершению беседы ребёнка следует спросить, не забыл он кого и не желает ли он кого-то переместить.
- «Добрые волшебники». Ребята рассаживаются кругом, а воспитатель рассказывает им сказку о злом волшебнике-грубияне, который может заколдовать любого ребёнка грубым словом. При этом заколдованные перестают смеяться и быть добрыми. Помочь им можно лишь добрыми именами. Воспитатель предлагает найти среди детей тех, кто попал под злые чары. Многие ребята с удовольствием изображают «заколдованных». Здесь воспитателю необходимо выбрать детей, у которых трудности в общении. Остальные ребята, изображая доброго волшебника, должны поочередно подойти к ним и назвать добрым именем. Такая игра помогает детям, имеющим социо-психологический барьер в общении, преодолеть изолированное положение в группе, разрушить барьеры, отгораживающие ребёнка от других.
- «Волшебные очки». Воспитатель приносит закрытую коробку и говорит, что в ней находятся волшебные очки. Тот, кто их наденет, сможет увидеть только самые добрые и хорошие черты в других, даже те, о которых этот человек и не подозревает. Воспитатель примеряет, очки и поочередно подходит к каждому ребёнку, говоря комплименты (кто-то хорошо рисует, поет, строит высокую башенку и прочее). На своем примере показывая детям, как они должны себя вести с другими. Далее дети по очереди их примеряют и, смотря на соседа, говорят о его достоинствах. В случае затруднения воспитатель может помочь и подсказать. Делая друг другу комплименты, ребята настраиваются на позитив, начинают чувствовать себя более свободно и уверенно в кругу других детей.
- «Хвастали». Цель игры - повысить самооценку ребенка. Дети садятся в круг. Ведущий раздает детям бумагу и фломастеры и просит вспомнить три своих поступка или подумать о трех своих качествах, которыми они гордятся. Затем ведущий просит детей поделить лист на три части и представить эти три качества (поступки) в качестве рисунков. После того, как рисунки будут выполнены, дети по одному выходят в центр круга вместе с рисунком и рассказывают о своих поступках или качествах, которыми они гордятся, группе. Дети внимательно слушают, и в конце рассказа каждый ребенок говорит выступающему: «Я очень рад за тебя».
- «Сказка». Цель - Развивать умение говорить о себе без стеснения, оценивать свои лучшие стороны. Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина – морская, сказка о девочке, которая живет в море.
- «Мир без тебя». Данная игра позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – ему и будут предназначаться слова – комплименты. Все дети продолжают фразу, начатую воспитателем: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты …».
- «Я люблю себя за то…». Цель - осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств, поступков. Ребенок называет качества, которые ему нравятся в себе, он ими доволен; поступки, за которые его поощряю и от которых он испытывает удовлетворение. В последующем дети могут анализировать и те качества, черты характера, которые доставляют беспокойство.
- «Клубок». Данная игра нацелена на формирование чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирование чувства ценности и самоценности. Дети сидят, по кругу передавая, друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями детей. Тот, кто начинает, предлагает тему. Например, «Я люблю, когда.», «Меня беспокоит.», «Когда я злой.», «Когда меня обижают.», «Я боюсь.», «Лучше всего я умею.» и др. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое (каждый раз можно менять образ, это может быть, например, животное, самолет, дерево и т. д.). Затем дети должны все вместе, не отпуская нить, обыграть этот образ. Главное, чтобы ниточка не порвалась.
- «Представь, что ты это можешь». Выработка у ребенка уверенности в своих силах. Ребенку предлагается не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить ребенка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении психолог просит его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается. В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что-то не получится. Причем в данном случае для ребенка является более ценным сам процесс самостоятельного действия, чем его результат.
Комплекс мероприятий с ребенком, проявляющим агрессивность в общении со сверстниками и взрослыми
В работе по избавлению от гнева воспитатель может использовать следующие приемы:
- «Мешочек для криков». Перед началом занятия ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия ребенок может «забрать» свой крик обратно.
- «Подушечные бои». Для игры необходимы маленькие подушечки. Играющие кидают друг в друга подушками, стараясь попадать по разным частям тела, издают победные крики.
- «Выбиваем пыль». Каждому участнику достаётся «пыльная» подушка. Он должен хорошенько её «почистить», усердно колотя руками.
- «Бумажный дождик». Предложите ребёнку порвать на мелкие части бумагу и разбросать её.
- «Листик гнева». Обычно он представляет собой форматный лист, на котором ребенок может нарисовать того, кого хочется побить, поругать. Ребенок в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять, разорвать его.
- Игры с водой. Ребенок может одним шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде; сдувать из дудочки кораблик; сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды легкая пластмассовая фигурка; струёй воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).
Кроме этого можно использовать подвижные игры, которые способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева:
- «Обзывалки»
- «Два барана»
- «Толкалки»
- «Ножки топают»
- «Рубка дров»
- «Ворвись в круг»
Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать следующие приемы:
- «Паровозик настроения». Утром, когда ребенок пришёл в группу, воспитатель просит его поставить своё эмоциональное состояние на «Паровозике настроений».
- Рисование. Воспитатель может попросить ребенка сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т. д. С этой целью разместить на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок.
Работу по распознаванию эмоциональных состояний нужно обязательно проводить с ребенком каждый день систематически, в течение довольно длительного времени.
В работу по формированию способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию у ребенка можно привлекать и остальных ребят из группы. Приемы:
- Ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны.
- Спектакль. Воспитатель просит детей разыграть определенные ситуации, в том числе из мультфильмов и сказок.
Подвижные игры:
- «Бумажные мячики»
- «Прогулка с компасом»
- «Головомяч»
- «Зайчики»