Получи документы

Формирование сюжетного рисования у детей посредством сказочных образов

Ольга Чиданова
Формирование сюжетного рисования у детей посредством сказочных образов
▼ Скачать + Заказать документы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗУ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИСОВАНИЯ) ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.

Появления и развития художественного образа имеет давнюю историю. Ещё римляне хотели настолько приблизиться к натуре, чтобы была абсолютная копия, - они стали делать прямые слепки с изображаемого человека. И всё время чувствовалось, что истина неуловимо ускользает, эстетика художественного произведения что-то теряет и в абсолютном совершенстве, и в прямых слепках. Оказалось, и мера подробности в картине не очень связана с художественной правдой. В конце концов художники сделали вывод: живой художественный образ – это не простое копирование. Скульптура, монументальная роспись, картина, графический лист требуют своих средств выразительности – разных, зависящих от задачи, но всех их объединяет одно: художественный образ острее, чем натура, характернее, направленнее. Образ – результат отбора, тенденции, общего замысла произведения. Художник несколько правит форму, усиливает её выразительность, нередко ценой некоторого отступления в частностях. На первый план выдвигается композиция, сорасположение, соотношение деталей, ритм, пропорция, контраст. Некоторые авторы, говоря о художественном образе, относят к композиционным средствам типизацию, новизну, общественное значение образа, эмоциональную наполненность, так называемую жизненность и другие признаки художественности.

Публикация «Формирование сюжетного рисования у детей посредством сказочных образов» размещена в разделах

Проблема формирования художественного образа в рисунках старших дошкольников определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества. Современная эстетико-педагогическая литература раскрывает точку зрения, согласно которой сущность художественно-творческого развития состоит в «формировании у детей эстетического отношения» [16, с. 11] посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. И. А. Лыкова пишет, что, «Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений» [116, с. 16]. Вопросы формирования художественного образа в детском творчестве отражены во многих педагогических исследованиях, в которых отмечается, что развитие личности ребёнка самым непосредственным образом связано с формированием у него эстетического отношения к действительности и высокой художественной культуры.

Таким образом рассмотрев первый вопрос, мы пришли к выводу что существуют разные средства выразительности, главные из них мы представили в виде таблицы 1.

Таблица 1

Средства выразительности

№ Средства Характеристика

1 Цвет «Это одно из основных художественных средств в рисовании (цветовой тон – особенность цвета, отличающая его от других цветов спектра, светосила – способность цвета отражать цветовые лучи: тёплые и холодные, основные и дополнительные (красный, синий, жёлтый, зелёный)» [].

2 Техника Это совокупность специальных навыков и приёмов, при помощи которых выполняется художественное произведение. При подборе оригинальной техники рисования следует учитывать возрастные особенности ребёнка. Для младших дошколят интересно использовать кляксографию, рисование пальчиками, ладошками, рисование при помощи печаток из овощей и фруктов. Средним дошкольникам, кроме указанных техник, предлагается рисование мелками, отпечатками листьев, ватными палочками, поролоном, верёвочками. Ребята старшего дошкольного возраста могут осваивать более сложные нетрадиционные техники: рисование при помощи песка, свечек, монотипию, трафареты.

3 Идея Основная мысль рисунка, определяющая его содержание.

4 Замысел Сложившееся представление об основных чертах содержания и формах выражения.

5 Средства Совокупность художественных элементов и художественных приёмов, которыми пользуется художник для выражения содержания произведения.

6 Композиция Способ построения рисунка, согласованность его частей, отвечающие замыслу, расположение объектов изображения на листе бумаги так, чтобы это соответствовало их реальному пространственному размещению.

1.2. Обучение художественному образу дошкольников

Основная цель рисования художественного образа – научить ребёнка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Общими задачами обучения рисованию художественного образа в детском саду являются: научить передаче содержания темы, выделению в ней главного; научить передавать взаимодействия между объектами; научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Обучение детей любого возраста рисованию художественного образа является наглядность: ребёнок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях.

Проанализировав программу «от рождения до школы» мы выяснили что обучение рисованию художественного образа начинается со средней группы, однако в младших группах идёт подготовка к рисованию художественного образа. Рассмотрим методику обучения рисованию художественного образа в разных возрастных группах детского сада, которые представлены в таблице 2.

Методы и приёмы обучения

МЕТОДЫ ПРИЁМЫ

Наглядный -Использование натуры;

- репродукция картин, образца и других наглядных пособий;

- рассматривание отдельных предметов;

- показ воспитателем приёмов изображения;

- показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Словесный - Беседа;

- указания воспитателя в начале и в процессе занятия;

- использование словесного художественного образа.

Игровой - Игра;

- игровые упражнения

Все современные формы обучения своей целью видят повышение интереса к познавательной деятельности и обучению, а это будет способствовать более результативному и эффективному образовательному процессу. Поэтому основные педагогические приё мы обучения предусматривают:

- свободу выбора (в любом обучающем действии учащегося существует право выбора);

- открытость (не просто обучать, а ставить перед воспитанниками проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала);

- деятельность (предусматривает применений на практике);

- высокую продуктивность (следует по максимуму использовать знания, возможности обучаемых, учитывая их интересы);

- обратную связь (необходимо постоянно держать под контролем процесс обучения, используя приёмы обратной связи).

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности. Поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение и т. д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приёмы изображения. Особенности дошкольного возраста обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием и т. д. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ. В силу возраста ребёнок легко перевоплощается, активно общается, с интересом включается в игру.

1.3. Методика обучению рисования художественного образа у старшего дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного возраста умеют смешивать краски; рисовать по представлению с натуры, передавая форму, пропорции, цвет предметов; передавать различные сюжеты : сцены из жизни, движения животных, ситуации из сказок; могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Дети учатся закрашивать небо разнообразными оттенками в соответствии с изображением художественного образа. В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Дети старшего дошкольного возраста удачно справляются с изображением словесных образов, представление о которых опирается на восприятия однородных предметов в жизни: Красная шапочка – девочка, кукла; жадный медвежонок – игрушечный мишка; теремок – небольшой дом и т. п.

Но для детей старшего дошкольного возраста не обязательно такое непосредственное наглядное подкрепление словесного образа. Их воображение может на основе нескольких признаков, имеющихся в художественном образе, создать его целиком. Воспитатель должен подбирать такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко. Детям может быть дано задание коллективно выполнить работу, проиллюстрировать то или иное произведение, нарисовать те или иные эпизоды из мультфильмов. Например, выбрав тему из какого-либо произведения, каждый рисует по одному эпизоду.

Перед рисованием художественного образа рекомендуется проводить большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей : чтение, беседы, рассматривание иллюстраций и т. п. Это создаёт благоприятные условия для закрепления вновь образованных связей, их синтезирование со старым. Приобретение конкретных знаний, формирование представлений об изображаемых явлениях в процессе предварительной работы непременно должны быть связаны с чувствами. Выделение главного способствует большей целенаправленности в выполнении рисунка художественного образа. Осознав главное, основное в теме, ребёнок ставит на первое место изображение основного сюжета. Это в первую очередь способствует совершенствованию композиции рисунка. Ребёнок в центе листа изображает основных персонажей, основное действие, заполняя в дальнейшем рисунке второстепенными деталями.

Таким образом, выделение главного способствует большему осмыслению темы, целеустремлённости в рисовании, обогащению, дисциплинированности детской фантазии, совершенствованию композиции рисунка.

Таким образом, мы можем сделать вывод что в старшем дошкольном возрасте более отчётливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Творческий рисунок строится уже в соответствии с замыслом. Появляется активное отношение к изображаемому, активизируются и поиски выразительных средств для его передачи.

У детей старшего дошкольного возраста наблюдается уже сознательность в использовании разнообразных средств выразительности: использование цвета, формы, построения рисунка как выразительного средства для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Дети старшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приёмы. Распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений.

1.4. Самоанализ занятия по рисованию «Заюшкина избушка» с учётом использования методов и приёмов обучения художественному образу у детей старшего дошкольного возраста

В практической части была проведена следующая работа: разработан конспект занятия сюжетного рисования «Заюшкина избушка» с учётом использования методов и приёмов у детей старшего дошкольного возраста и проведение его. В конспекте указаны задачи, приёмы по решению этих задач (конспект смотреть приложение 1). После проведения занятия я провела самоанализ.

Занятие проводила с детьми старшей группы, присутствовало 13 детей. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.

Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей старшей группы.

Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для положительных результатов.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО использовала виды деятельности: игровую, познавательную, продуктивную.

На занятии перед детьми было поставлено следующее проблемное задания: создать собственные художественные образы героев сказки «Заюшкина избушка». Я предложила детям попробовать свои силы в иллюстрации сказки «Заюшкина избушка».

Сначала мы внимательно прочитали сказку. Обсудили её содержание. Дети пришли к выводу, что можно нарисовать Зайчика и Лисичку в своих домиках. Для наглядности я предложила детям иллюстрации сказки «Заюшкина избушка» разных художников: Р. Кобзарева, М. Рачева и Н. Устинова. Рассмотрев иллюстрации, дети поняли, что одного и того же героя можно нарисовать по-разному, так как это делают представленные нами художники-иллюстраторы.

Также дети самостоятельно описали образы двух главных героев сказки. Зайка – добрый, отзывчивый, скромный, слабый, маленький. Лиса – хитрая, расчётливая, умная, ловкая, злая.

Далее я предложила каждому ребё нку: обдумать детально свою иллюстрацию; придумать, что именно будет изображено в композиции; предложила детям выбрать самим материалы для работы (карандаши, фломастеры, бумагу, восковые мелки, краски) и нарисовать образы героев так чтобы, посмотрев на рисунок, я бы могла понять характеры героев сказки.

Анализ рисунков по сказке «Заюшкина избушка» говорит о том, что большинство детей используют воздушную перспективу изображения, раскрашивают интенсивным цветом в основном положительных героев и отрицательных героев. Но некоторые дети в своем изображении не выделяют отрицательных героев. Пропорции изображаемых фигур у детей в основном соответствуют реальности. Некоторые дети нарушают пропорции. Несколько детей нарисовали заюшку с увеличенными глазами и ртом: «Заюшка радуется, что вернулся в свой дом. Поэтому у него большие глаза и улыбающийся рот». Ритм наблюдается, в большинстве рисунков – это трава, растущие деревья, орнамент деталей (крыша, наличники) избушек. Динамику движений изображают меньше половины детей. Возможно, это объясняется с недостаточным развитием графических способностей детей. Все дети использовали горизонтальное расположение листа. Причина этого кроется, по моему мнению, в том, что вертикальное расположение в основном используется при предметном рисовании (цветок, посуда, игрушка и т. д.).

При рисовании после прочтения сказки «Заюшкина избушка» все дети имели замысел, т. е. знали, что они будут рисовать. Однако некоторые затруднялись в определении путей его реализации. На вопрос «Как ты будешь рисовать лису и зайца, живущих в разных избушках?» некоторые дети не смогли ответить. В рисунке они пытались изобразить их в окнах домиков, но не выразительно. Они сперва раскрасили весь домик в один цвет, а потом простым карандашом нарисовали окна и головы героев, не выделив их разным цветом.

Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения у большинства детей яркое. Однако, у некоторых оно отмечалось слабо. Некоторые дети долго не могли реализовать свой замысел. В ходе выполнения их работы требовалась помощь педагога, которая заключалась в совместном выборе сюжета рисунка.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость.

В ходе занятия для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы организации детской деятельности:

Индивидуальная: каждый ребёнок рисовал самостоятельно. На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей : добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, чем мы можем рисовать, создавала условия для диалога с детьми.

В процессе занятия дети были активны – отвечали на вопросы. Сохранялся интерес детей на протяжении всего занятия. Дети были внимательны. Подводя итог занятия я привлекла к этому детей, попросила высказаться на тему, о художественном образе и как его можно ещё рисовать.

Выводы: Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия. Я считаю. что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большое значение в процессе создания образов приобретают индивидуальные особенности детей в сознательном использовании выразительных средств изобразительной деятельности. В процессе исследования темы я установила, что рисунки в совокупности с текстом литературного произведения способны быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество. Интенсивное эмоциональное воздействие, высокий художественный уровень рисунков приводит к интересным и многообразным изображениям в детских рисунках.

Под влиянием показа иллюстраций происходит конкретизация образов в рисовании художественного образа, обогащение их путём использования и комбинирования увиденных деталей, свойств предмета, проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету, появляется направленность внимания ребёнка на то, какими средствами передать образ, изображаемое событие В рисунках под влиянием иллюстраций появляется выразительность.

Показ иллюстративного материала содействует нахождению ребёнком различных способов композиционного построения сюжета при передаче своего замысла.

Это выражается в том, что под влиянием иллюстраций появляется выразительность в образах детских рисунков, передаются их характеры, через позы, жесты, движения, характерные детали, используется колорит как средство выражения, даются разнообразные композиционные решения.

Под влиянием целенаправленного показа произведений изобразительного искусства обогащается содержательная сторона образа в детском рисунке, расширяется тематика, происходит конкретизация замысла, проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою, сюжету, иллюстративный материал содействует нахождению ребёнком различных способов воплощения замысла в создании выразительных образов, при использовании колорита, формы, композиции. При восприятии искусства развиваются наблюдательность, воображение, то есть те качества ребёнка, которые обуславливают формирование творческих способностей. Художественные способности ребёнка проявляются в том случае, если он:

- не находя слов, прибегает к рисунку для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

- в своих рисунках отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

- когда имеет свободное время, охотно рисует, чертит, комбинирует материала и краски.

В процессе моего исследования дети лучше раскрывали содержание произведения, проявляли эстетическое отношение к изображаемым героям путём передачи цвета, т. е. выделяли большое количество средств выразительности.

Дети лучше воспринимали и понимали взаимоотношения между персонажами, учились понимать смысл изображаемого движения, различать, отмечать постановку фигур.

После проведения ряда занятий по обучению рисования художественному образу, рисунки детей отличаются реальным использованием цвета, чётким изображением форм, соблюдением симметрии, более соответствующей передачей величины предмета и пропорции.

Я пришла к выводу, что развитие композиционных умений и навыков зависит:

- от процесса возникновения и становления творческой изобразительной деятельности детей (обогащение впечатлениями – сам акт творчества – применение в жизни его продукции,

- от путей становления художественного образа у детей (замысел – поиски средства – воплощение,

- от последовательно меняющихся взаимоотношений взрослого и детей (показ художественно-творческого материала – выделение главного в этом материале – самостоятельная композиция детей).

На основании вышеизложенного, исходя из результатов моего исследования, рекомендую воспитателям дошкольных учреждений чаще использовать в практической деятельности с детьми рисование художественного образа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации / Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перероб. –М. : Мозаика – Синтез, 2016. – 352с.

3. Аванесова, В. Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе/В. Н. Аванесова. – М. : Просвещение, 2010. – 147-254с.

4. Бутенко Н. В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / Н. В. Бутенко // Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. – М. : Издательский центр ВЛАДОС, 2012. – С. 410

5. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитания дошкольников: методическое пособие / Р. С. Буре. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 80с.

6. Сухинина, О. Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством /О. Сухинина// Дошкольное воспитание – 2004. - №2. – С. 36-38.

7. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2009. – 267с.

8. Журавлёва, И. А. Восприятие дошкольниками художественного образа / И. А. Журавлёва, Э. В. Саликова. - Среднее профессиональное образование. -№8. – 40-4 с.

9. Канащенкова, В. В. К вопросу о психологических предпосылках развития художественного мышления детей старшего дошкольного возраста / В. В. Канащенкова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - №1. – с. 167-171.

10. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. – М: Мозаика- Синтез, 2008. – 35 -153с.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Составитель: учитель-логопед Рубанова Д. А. Изобразительная.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование сюжетного рисования у детей посредством сказочных образов
Опубликовано: 13 января 2022 в 15:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование сюжетного рисования у детей посредством сказочных образов» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чиданова (УИ 2875650) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД