Марина Козина
Консультация «Особенности формирования познавательных интересов дошкольников с речевыми нарушениями в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития.
Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.
Публикация «Консультация „Особенности формирования познавательных интересов дошкольников с речевыми нарушениями в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Проблема развития речи у детей актуальна тем, что этот процесс идет параллельно с развитием мышления. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника имеет большое значение для воспитания и обучения детей с недоразвитием речи. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Исследования психологов и педагогов (Запорожец А. В., Леонтьева А. Н., Миронова С. А. и др.) в области игровой деятельности показывают, что введение игровых приемов повышает эффективность логопедической работы. При формировании лексико-грамматической стороны речи специальные игры находят широкое применение.
Однако следует отметить, что до настоящего времени не создана научно обоснованная система их использования. Не определены требования, которым должны удовлетворить игры, применяемые при работе с детьми, имеющими ОНР и отвечающие специфике каждого логопедического занятия. Игры способны не только заинтересовать ребенка, но и повысить качество работы педагога. Однако, многие игры носят лишь развлекательный характер и не связаны с решением коррекционных задач.
Таким образом, вопрос о продуктивности использования игр в процессе формирования познавательного интереса детей, имеющих общее недоразвитие речи, продолжает оставаться актуальным.
Особенности формирования познавательных интересов у детей с нарушением речи
Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.
Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, то есть деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической. Однако процесс этот имеет этапы. Первоначально познавательное отношение к действительности у дошкольников продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно - практическую деятельность.
Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир – это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостной картины путем сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.
К 7 годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребенка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»). Общеизвестно, что накопление индивидуального опыта в дошкольном возрасте осуществляется не только в игре, но и во многих других, сугубо детских видах деятельности : рисование, конструирование, посильном труде, действиях по самообслуживанию, общении со сверстниками. Переживание успеха и неуспеха в этих видах деятельности несомненно вносит свой вклад в отношение ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие. Мотивационная готовность дошкольников предполагает выявление причин, побуждающих ребенка к учению. Диапазон мотивов достаточно обширен: от очевидного нежелания учиться или ориентации на внешнюю атрибутику школьной жизни (красивая школа, звонок и т. п.) до осознанного стремления занять новую социальную позицию (стать школьником) и интереса к новым знаниям. Познавательным мотивами еще только предстоит сформироваться в совместной с педагогом учебной деятельности. На уровне готовности к обучению могут быть представлены предпосылки формирования познавательной мотивации, такие, как общая любознательность и познавательная активность в ситуации интеллектуального затруднения : желание узнавать что-то новое, решить задачу, понять что-либо. Важным показателем является и ориентация ребенка на достижение успеха, в отличии от боязни ошибиться.
Формирование познавательных интересов у детей в игровой деятельности
Для формирования и развития познавательных интересов дошкольников есть множество разнообразных средств. По мысли К. Д. Ушинского, нужно уметь правильно сочетать занимательное и незанимательное, «не наклоняя ни в ту, ни в другую сторону». Помогут в этом различного вида дидактические игры, которые по-разному влияют на дошкольников.
Ценность игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести - семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности : до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью.
Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, вполне самостоятельной - ребенок играет тогда, когда хочет, выбирает по своему усмотрению тему, средства для игры, выбирает роль, строит сюжет, и пр. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он обязан делать то, что ему порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана на навыках произвольного поведения. Переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Как же помочь ребенку? Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника.
Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный интерес дошкольников. Каждое задание становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность; развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно на этом этапе жизни ребенка, педагогу чрезвычайно важно использовать в своей работе игровой занимательный материал т. к. он является хорошим средством развития у детей познавательного интереса к предмету, логики и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Игровой занимательный материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Это комплексное воздействие преследует глобальную цель – формирование познавательного интереса к занятиям посредством игрового занимательного материала. Анализируя свой педагогический опыт, и ежегодно проводя мониторинг образовательных результатов, я каждый раз убеждаюсь и прихожу к выводу, что благодаря разнообразию и постоянству использования игрового занимательного материала, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, познавательный интерес к занятиям. Каждое занятие я стараюсь оснащать максимально возможным набором игрового материала. И этот процесс я бы назвала накопительным. Дети, к концу года, выдают хорошие результаты по разным диагностируемым показателям, таким как, количество и счет, геометрия, пространство и время, логика. Поэтому, экспериментируйте, заинтересовывайте, удивляйте, делайте успешными своих детей.
Список литературы:
1. Абашина, В. В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики) [Текст] : учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005. - 137 с.
2. Абдрашитов, Б. М. Учитесь мыслить нестандартно [Текст] / Б. М. Абдрашитов, В. Н. Шмехунов. - М. : Академия, 2004.
3. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, И. А. Сорокин. - Просвещение, Москва, 1988.
4. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения [Текст] / Ф. Н. Блехер. - М., Просвещение, 2003. - 413 с.