Ольга Шамрай
Формирование социальной компетентности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
О. В. Шамрай, старший воспитатель
Как отмечают исследователи, важным условием успешного формирования культуры общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы. Она проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость, находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других.
Публикация «Формирование социальной компетентности дошкольника» размещена в разделах
Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив их действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т. д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Среди различных форм взаимодействия с детьми специалисты называют театрализацию (в частности, театрализованные игры).
Анализ современной научно-методической и практической литературы (1,2,5, посвященной театральной деятельности, показал, что, действительно, театрализация развивает личность ребенка, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей - умению общаться с другими людьми, с природой. Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. На эти просчеты указывают педагоги, долгое время занимающиеся вопросами театральной деятельности дошкольников, такие, как Н. Ф. Сорокина, М. Д. Маханёва, Т. И. Петрова, Л. В. Артемова.
В связи с этим, проблема заключается в необходимости выявления особенностей организации и осуществления театрализованной деятельности для создания максимально благоприятных условий развития коммуникативной активности у детей дошкольного возраста и закладывания основ формирования необходимых коммуникативных способностей.
Анализируя современные методики по театрально-игровой деятельности (М. Д. Маханевой, Н. Ф. Сорокиной, Е. Петровой, можно отметить, что у многих авторов обновлены задачи, стоящие перед педагогом и детьми. Среди них звучат такие как: выявить склонности и способности каждого ребенка, нацелить на самостоятельное творчество и создать коллектив единомышленников, то есть добиться того, чтобы каждый ребенок-участник проявил свои способности и почувствовал необходимость объединения для совместной работы; учился взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, с природой.
В новейшей литературе серьезным образом смещены акценты в формулировании задач. Главным в театрализованной деятельности стало не просто желание развлечь детей или заучить с ними искусственные жесты, фразы к предстоящему спектаклю, а развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, создание соответствующего эмоционального настроя, раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.
Из опыта работы хочется отметить, что современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями.
На сегодняшний день я убеждена, что необходимо у детей развивать социальные компетенции. В противном случае – детям будет очень тяжело адаптироваться к новой роли ученика, и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений во взаимоотношениях детей. К ним можно отнести: уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы друг на друга. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь.
Театрализованная деятельность - это еще и отличная возможность для выявления уровня межличностных взаимоотношений детей дошкольного возраста. Диагностика осуществляется путем педагогических наблюдений и с помощью специально подобранных диагностических методик. На основе результатов планируется проведение развивающей работы по формированию чувства общности, доброжелательного отношения к сверстникам, и возможности видеть в них партнеров.
В ходе нашего исследования была выдвинута гипотеза о том, что в условиях ДОУ можно сформировать высокий уровень социального интеллекта, используя для этого театральную деятельность. Развитие коммуникативных навыков через театральную деятельность помогает откорректировать у детей навыки позитивного взаимодействия со сверстниками и повышает социальный статус ребенка в группе.
Но следует помнить, что в сфере межличностных отношений в дошкольном возрасте еще нельзя ставить окончательный диагноз, даже при использовании всех возможных методик. У многих детей отношение к сверстникам является неустойчивым; оно зависит от множества ситуативных факторов. В одних случаях они могут демонстрировать внимание и поддержку сверстникам, в других — враждебное и негативное отношение к ним. В этом возрасте сфера межличностных отношений (как и самосознания) находится в процессе интенсивного становления. Поэтому давать однозначное и окончательное заключение об индивидуальных особенностях ребенка недопустимо.
Для проверки выдвинутой гипотезы была разработана индивидуальная программа исследования, изучена соответствующая литература, составлен план работы по театрализованной деятельности.
Занятия строятся на технике речи - чистоговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция. На занятиях дети знакомятся с видами театров, историей их возникновения, знакомятся с традиционными персонажами. В ходе занятий дети придумывают различные истории, учатся выходить из-за занавеса и начинать говорить с выражением. Особенно много времени уделяется развитию у детей мимики и жестикуляции, они учатся выполнять имитационные движения, подмечать характерные особенности разных животных (медведь косолапый, лиса хитрая и др).
Сначала дети учатся передавать образы игрушек, животных путем изображения их внешних действий (петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна, затем осваивают способы выражения в движениях внутренних свойств образа – эмоций, особенности характера (грустный – веселый, добрый – злой)
В многообразных заданиях-этюдах один и тот же персонаж может переживать разные внутренние состояния (волк злится, тоскует, может подобреть, порадоваться) и, наоборот, разные персонажи испытывают (по-своему) одно и то же чувство (грустят и заяц, и петушок, и медведь).
На занятиях кружка дети играют в разнообразные игры, способствующие развитию у них воображения, памяти, слухового внимания, фантазии, координации движений. Атмосфера в кружке доброжелательная, строится на взаимном доверии, уважительном отношении друг к другу. Ребенок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых.
Развитие театрализованной деятельности – это долгая работа, которая требует использования разнообразных приемов, различных интересных форм проведения развлечений, праздников, досуга, где все являются равноправными участниками. При этом подготовка к спектаклю – один из важнейших этапов. На совместных занятиях по рисованию, лепке, аппликации дети изготавливают декорации и реквизит, костюмы, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т. д.
Кроме того, театрализованная деятельность предполагает создание определенных условий: использование различных видов театров, художественной литературы, загадок, стихов, телепередач, видеофильмов, картин, аудиокассет. Так, в группе был создан театрализованный уголок, где регулярно меняется оформление. Для родителей оформлен альбом с фотографиями, где изображены дети в тои или иной роли.
Для отслеживания результатов была использована психологическая диагностика “Лестница” (6) и диагностики по театральной деятельности.
По компонентам данных диагностик была сформирована оценочная таблица, где по уровням развития (высокий, средний, низкий) определялись результаты деятельности и развития детей.
2007 г 2008 г 2009 г
Высокий 56,5% 68,4% 74,2%
Средний 30,4% 26,3% 13,1%
Низкий 13,1% 5,3% 2,7%
В течении 4-х лет я проводила диагностику и в каждой возрастной группе замечала неподдельный интерес к театрализованным играм. Таким образом, я могу сказать, что основная часть детей умеет общаться друг с другом по поводу подготовки к театрализованной игре или игре - драматизации, адекватно себя ведут и эмоционально реагируют на игры.
Выдвинутая гипотеза исследования оказалась верна. Работу по театрализованной деятельности в детском саду считаю успешной, потому что виден результат работы. Многие дети умеют оценивать свои поступки; буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощёнными, а если умело поставить вопросы – учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи.
Литература:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду, М., 2003.
2. Буренина А. И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
3. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика дошкольного воспитания. «Просвещение», 1985.
4. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М., «Просвещение», 1978.
5. Выготский А. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., «Просвещение», 1991.
6. Психолог в детском дошкольном учреждении : Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т. В. Лаврентьевой