Надежда Петровичева
Формирование речевых навыков у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ
Возраст 2 – 3 года в отечественной психологии называют ранним возрастом. Важнейшими психическими новообразованиями данного возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. В этот период происходит интенсивное формирование активной речи в процессе совместных действий с взрослыми.
Что нужно делать для развития речи малыша?
Публикация «Формирование речевых навыков у детей 2–3 лет» размещена в разделах
Правило 1. Разговаривайте, разговаривайте и разговаривайте с ребёнком! Делайте это всегда и везде: во время кормления, умывания, прогулки… Комментируйте все свои действия, знакомьте с предметами в доме, на улице, рассказывайте, зачем они нужны, какого они цвета, формы и т. д. Обязательно знакомьте малыша со звукоподражательными словами: они развивают артикуляционный аппарат. Постоянно пополняйте пассивный и активный словарный запас ребёнка. Вместе с речью у малыша развивается воображение и память. В нашей группе, с 2 до 3 лет, незаменимыми помощниками в развитии речи стали «Карточки Глена Домана на DVD». Поочерёдно показывая малышу то слово, то картинку или короткий видеофильм, мы знакомим его с предметами окружающего мира. Все слова на дисках яркие, эмоционально озвучены и увлекают самого непоседливого малыша.
Правило 2. Разговаривая с ребёнком, всегда смотрите на него. Для эмоционального развития очень важен контакт «глаза в глаза». Вспомните слова классика: «Глаза – это зеркало души».
Малыш в свою очередь, очень внимательно смотрит на Ваше лицо. Он видит Вашу артикуляцию. Это помогает ему выходить в чистоговорение. Разнообразьте общение с ребёнком артикуляционной гимнастикой. Существует много весёлых упражнений для губ, щёк, языка, нижней челюсти, нёба. Вот несколько простых упражнений:
- Упражнение «Киска – лакомка». «Киска любит лакать молочко – вот так!» «Оближите» тарелочку, как это делают кошки.
- Упражнение «Зайчик – барабанщик». Приоткройте рот и побарабаньте язычком по верхним зубам (будто барабанщик).
- Упражнение «Вкусное варенье». Улыбнитесь, откройте рот, широким языком оближите губы.
- Упражнение «Шарик». Надуйте щёки, сдуйте щёки.
Обязательно проводите подобную гимнастику в игровой форме, идите от простого к сложному, повторяйте каждое упражнение 5 – 7 раз.
Правило 3. Очень благотворно на развитие речи влияют тактильные игры в стихах: ладушки, гуси-гуси, сорока-ворона и т. п. Все эти прибаутки, считалочки, пестушки тренируют моторику рук. А она в свою очередь положительно влияет на развитие речи. Тренировать мелкую моторику можно с помощью игр с различными по фактуре, форме и величине предметами.
Правило 4.
Развивайте мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы задействуем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Правило 5. Сопровождайте своё общение с ребёнком жестикуляцией. Вы дадите крохе возможность общаться с Вами задолго до того, как он научится говорить. Это ускорит развитие речи малыша и в целом благотворно скажется на развитие интеллекта. Такая обратная связь наладит между Вами и ребёнком эмоциональный контакт, ещё больше сблизит Вас. Практикой доказано, что дети, «разговаривающие» в раннем возрасте жестами, вырастают оптимистами. Если ребёнок не может сказать, что ему нужно, он может это показать, а, следовательно, донести до нас необходимую информацию без слёз и истерик.
Правило 6. День за днём расширяйте пассивный словарный запас малыша. Для этого отлично подойдёт чтение книг, слушайте вместе с ребёнком весёлые детские песенки и подпевайте им. Чем больше времени Вы уделяете расширению пассивного словарного запаса, тем быстрее он перейдёт в активный.
Правило 7. Станьте для малыша образцом для подражания с первых дней его жизни. Разговаривайте грамотно, красиво, эмоционально. Слова произносите чётко, с разной интонацией. Это формирует у ребёнка слух, способность различать любые интонационные оттенки. Откажитесь от жаргона и «ругательных» слов. Не «сюсюкайте» и не упрощайте фразы – ребёнок должен слышать правильную и грамотную речь.
Правило 8. Самое основное – никогда не сравнивайте детей друг с другом! У каждого ребёнка свой темп развития.
Правило 9. Обязательно ярко и эмоционально хвалите ребёнка за любую попытку произнести новое слово, слог.
Все эти нехитрые советы совместно с Вашей любовью и терпением помогут развить речь и обогатить словарный запас Вашего малыша.