Татьяна Павленкова
Консультация для логопеда «Формирование лексических навыков у детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В консультации на тему "Формирование лексических навыков у детей 6-7 лет" воспитатели, и родители смогут узнать, как научить ребенка правильно формировать свои высказывания. В материале предоставлены различные игры, задания и упражнения на развитие и формирование лексических навыков у ребят данного возраста, например, рассмотри рисунки и скажи, чем отличается кофта от, стул от табуретки, диван от кресла. Или, объясни, почему их поместили рядом: удочка-сачок, люстра- фонарь. задания: подбери противоположное слово, какое слово будет следующим. Все эти упражнения и задания так же направлены на развитие и детей внимания, мышления, памяти, сообразительности.
Публикация «Консультация для логопеда „Формирование лексических навыков у детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Формирование лексических навыков.
Основным содержанием работы по преодолению недоразвития речи является формирование у детей соответствующих речеязыковых навыков : лексических, грамматических, фонетико-фонологических.
Лексические навыки (лексические средства общения) формируются в тесной взаимосвязи с развитием представлений ребенка об окружающем мире. Накопить и расширить свой словарный запас ребенок может лишь только наблюдая за реалиями жизни и активно участвуя в ней. Сначала ребенок учится выделять в этом мире объекты, постигает их свойства и качества, наблюдает за действиями, которые совершают объекты или действиями, которые совершаются по отношению к ним, и только потом он учится обозначать это посредством языка как кодовой системы.
Работа по формированию лексических навыков осуществляется в двух основных направлениях: накопление лексических единиц (количественный аспект, объем словаря) и установление системы связей между лексическими единицами (качественный аспект, систематизация словаря).
Накопление лексических единиц и расширение объема словарного запаса ребенка предполагает усвоение слов, обозначающих как предметы окружающего мира (номинативный словарь). Так и действия (предикативный словарь, а также признаки и качества предметов и действий (атрибутивный словарь). При этом очень важно, чтобы соотношение объема номинативного, предикативного и атрибутивного словарей обеспечивало ребенку полноценную коммуникацию. Так, например, дефицит глагольного словаря не позволит ребенку выразить мысль, так как глаголы наряду с существительными являются основой фразы (высказывания, суждения).
На начальном этапе работа над лексикой заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить названия предметов, действий и признаков, т. е. установить правильную связь между обозначаемым (реалии окружающего мира) и лексическими единицами. Иными словами, нужно помочь ребенку усвоить денотативный компонент значения слова («ярлык»).
Дальнейшая работа направлена на усвоение значения слова уже на понятийном уровне (сигнификативный компонент значения слова). Полноценно усвоить значение слова в отрыве от других, без установления между ними смысловых связей, невозможно. Поэтому очень важно помочь ребенку не только запомнить то или иное слово, но и найти место этого слова в формирующейся в языковом сознании категориальной системе, показать, как в реальной речевой ситуации действуют эти правила и какие ограничения накладываются на них в родном языке.
Овладение системой лексических значений слов – это достаточно сложная умственная работа, в процессе которой ребенку предстоит разобраться в иерархии языковых единиц, усвоить различные законы и правила их выбора и употребления.
В работе по формированию лексической системности также моно выделить два направления, взаимодополняющих друг друга: установление смысловых связей и установление формальных связей между лексическими единицами. Работе над установлением смысловых связей, безусловно, уделяется особое внимание.
К основным видам смысловых связей между лексическими единицами относят родовидовые отношения (береза – дерево, насекомое – бабочка и т. п., антонимические (большой – маленький, темно – светло, враг – друг и т. п.) и синонимические (врач – доктор, большой – огромный и т. п, смысловую связь между словами одного образовательного гнезда (снег-снежок-снегурочка-снежный-снегоход-снежинка и т. п., семантическую связь (семантическая сочетаемость (синий квадрат)/ несочетаемость (круглый квадрат) слов).
В целом ассоциативная сеть характеризуется огромным количеством разнообразных связей между лексическими единицами, классифицировать которые даже не представляется возможным (курица-цыпленок, улей-гнездо, пальто-рукав, рыба-сковорода, птица-гнездо, корова-бык и др.). Кроме того, такие явления в русском языке, как омонимия ( случайное созвучие слов: норка животное и норка жилище, паронимия (фонетическое сходство слов (корка-горка, жираф-журавль и т. д., многозначность слов (глухой переулок, болеть свинкой и т. д.) объективно затрудняют вербальную коммуникацию, что также необходимо учитывать при формировании словарного запаса ребенка.
К основным видам формальных связей между лексическими единицами относят связи между словами с общей звуковой (леска, лесенка, лесник, слоговой (дом, кот, сын) или морфологической структурой (перебежал, перетащил, перенес; розочка, вазочка, палочка).
Безусловно, формирование этих связей в языковом сознании ребенка должно осуществляться поэтапно с учетом возраста ребенка, его когнитивных возможностей и социального опыта.
В первую очередь ребенок должен научиться выделять существенные признаки, отличающие один предмет или действие от другого. Известно, что выделение существенных признаков лежит в основе формирования понятий. Поэтому в работу над лексикой включается большое количество упражнений, способствующих усвоению ребенком значения слова на понятийном уровне.
Например,
Задание: Рассмотри рисунки и скажи, чем отличается кофта от свитера, стул от табуретки, диван от кресла, стакан от чашки, миска от тарелки.
Рисунки (парами) : кофт-свитер, стул-табурет, диван-кресло, стакан-чашка, миска-тарелка.
Или
Задание: Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.
Рисунки: удочка-сачок; люстра-фонарь; портфель-чемодан; варежки-перчатки.
Для того, чтобы сформировать в сознании ребенка полноценные семантические поля, необходимо помочь ему овладеть операциями категоризации лексических единиц. Этому способствуют упражнения на группировку слов на основе различных признаков.
Например,
Задание: Рассмотри рисунки и скажи, какой рисунок «лишний». Обоснуй свой выбор.
Рисунки: малина, земляника, яблоко, черника, вишня – (ягоды/фрукты);
Молоток, пила, отвертка, гвоздь, клещи (инструменты/не инструменты);
Ромашка, помидор, морковь, огурец, перец (цветы-овощи или съедобное/несъедобное).
Задание: Распредели рисунки на группы. Почему ты так распределил?
Рисунки: бабочка, ворона, снегирь, жук, кузнечик, стрекоза, муравей, воробей.
Задание: Подбери слово, противоположное по значению.
Образец: большой – маленький; темно – светло.
Слова: хороший - ?; широкий - ?; сытый - ?; сухой - ?; грустно - ?; легко - ?; глубоко - ?.
Задание: Догадайся, какое слово будет следующим.
Образец: корова – теленок, свинья -? (поросенок); барабан – барабанщик, скрипка -? (скрипач).
Курица – петух, корова - ?
Птица – гнездо, пчела - ?
Рыба – удочка, бабочка - ?
Утка – утенок, собака -?
Все вышесказанное относится не только к работе с детьми дошкольного возраста, но и к работе с младшими школьниками.