Ольга Дунина
Формирование навыков социализации у детей с ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков социализации у детей с ОВЗ в условиях ДОУ
Система работы по формированию навыков социализации у детей дошкольного возраста с ОВЗ в нашем детском саду планируется так, чтобы дети с ограниченными возможностями имели возможность взаимодействовать не только индивидуально со специалистами, а также с детьми общеобразовательной группы.
Публикация «Формирование навыков социализации у детей с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Работа по введению ребёнка в среду сверстников общеобразовательной группы проводится поэтапно и планомерно, начиная с эпизодической интеграции под наблюдением педагога психолога и родителя. Затем организуются регулярные контакты детей с ОВЗ с общеобразовательной группой. Подбираются наиболее эффективные методы и приёмы формирования социализации.
Мы ставим перед собой такие задачи как:
1. Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в группе детского сада.
2. Создание условий для развития толерантности через воспитание с добротой в духе уважения прав человека.
3. Щадящее включение ребёнка с ОВЗ в группу сверстников.
4. Активация родительской позиции.
Социализация ребё нка осуществляется в процессе различных видов детской деятельности:
-Игровой
-Опытно-экспериментальной
-Проектной
Ребёнок с ОВЗ может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но нужно обнаружить эти дарования, помочь развить их, чтобы в последующем он мог приносить пользу обществу. А для этого необходимо сформировать навыки социализации детей с ОВЗ к окружающей среде.
Этапы работы по формированию навыков социализации у детей с ОВЗ
Подготовительный
Подбор и применение комплекса игр и упражнений, направленных на адаптацию и социализацию, работа с родителями.
Практический
Разработка и применение комплексных занятий, дидактических игр направленных на формирование социального опыта.
Аналитический
Использование диагностических методик (совместно с педагогом –психологом)
Мы применяем такие формы и методы работы с детьми как:
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
Игротерапия – занятия могут быть организованны незаметно для ребёнка, посредствам включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребёнка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, развиваются его интелектуальные, эмоционально волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребёнка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций так же является коррекция эмоциональной сферы ребёнка.
Релаксация – в зависимости от состояния ребёнка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдения за животными, использование сухого бассейна.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Моё настроение», «Весёлый-грустный».
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребёнком. Основная задача стоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности
Формы и методы работы с родителями.
Консультирование.
Дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребёнка.
Главное чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
Дни открытых дверей.
Родители посещают группу вместе с ребёнком, наблюдают за работой специалистов.
Семинары – практикумы
Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
Деловые игры.
Проведение совместных праздников.
Родитель может видеть достижения своего ребёнка, учавствовать совместно с ребёнком. (мама рядом)