Виктория Вавилова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-й младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-й младшей группы
Реализация личностно – ориентированного подхода в педагогическом процессе предъявляет особые требования к педагогам. Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Именно эта задача предполагает формирование у детей культурно – гигиенических навыков.
В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-й младшей группы» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, опрятный внешний вид, порядок в группе, учет индивидуальных особенностей и возрастного периода – все это имеет большое значение в формировании культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
Т. Богина, Л. Ионова, Н. Терехова выделяют следующие виды культурно – гигиенических навыков :
• Умывание;
• Причесывание;
• Одевание;
• Чистка обуви;
• Уход за верхней одеждой;
• Уборка постели;
• Прием пищи;
• Содержание личных вещей в порядке и тд.
Основными считаются умывание, одевание, прием пищи и именно по этим видам была проведена диагностика по уровню освоения культурно – гигиенических навыков детей младшей группы.
Таблица №1
Умывание. Начало года
Высокий 32% Средний 46% Низкий 22%
Таблица №2
Одевание. Начало года
Высокий 21% Средний 50% Низкий 29%
Таблица №3
Прием пищи. Начало года
Высокий 18% Средний 46% Низкий 36%
Исходя из диагностики, была поставлена цель: формирование культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
• способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
• познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
• приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
• познакомить с алгоритмом раздевания и одевания, умения самостоятельно одеваться при небольшой помощи взрослого, помогать другим, воспитателю;
• формировать простейшие навыки поведения за столом : правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
• создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
• формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
Моя работа по формированию КГН состояла из 3 этапов.
На подготовительном этапе была проанализирована педагогическая и методическая литература по теме, например:
1. Развитие + : Примерная основная общеобразовательая программа дошкольного образования. / Под ред. А. И. Булычевой. М., 2012
2. Зебзеева В. А. «Организация режимных процессов в ДОУ» М., 2006
3. Меремьянина О. Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Так же был использован интернет.
Для обогащения РППС были сделаны ДИ «Что делает девочка?», «Помоги Мише одеться».
С родителями проводились беседы на тему:
• «Режим дня»,
• «Умываюсь и ем сам»,
• «Как развивать самостоятельность»,
Наглядная информация для родителей :
Ширма «Культурно — гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»
Информация в папке «Правильное питание»
Информация в папке «Веселые потешки»
На основном этапе проводилась работа по формированию КГН у детей.
Чтобы успешно формировались культурно – гигиенических навыков была создана рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Повседневная работа по формированию культурно – гигиенических навыков всегда отражаются в календарных планах, это очень важно для конкретизации при планировании.
Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Главными методами обучения были наглядные, словесные, игровые и практические методы.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Для привития культурно-гигиенических навыков мною применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко использовались, игровые приё мы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т. п.). Использовалось чтение художественной литературы: «Мойдодыр», разучивание потешек «Теплою водою», «Правила еды» и многие другие по режимным моментам.
В работе с детьми часто использовались сюрпризные моменты приемы: приход гостей, которые или просили помочь, приносили интересный картинки или рассказы.
Мотивы общения с детьми были просты и понятны «Научите меня», «Расскажите как правильно».
Создавались условия для самостоятельной деятельности детей. До прихода выкладывались ДИ, иллюстрации.
С детьми проводились индивидуальные беседы:
- Почему нужно здороваться?
- Как быть опрятным?
- Моя комната и игрушки.
Часто ставились проблемные ситуации.
С детьми проводились игровые упражнения «Моем ручки», «Накорми куклу», «Надень кукле ботинки», «Научим зайку правильно умываться» и тд.
Проводились соревнования «Самые чистые руки», «Кто быстрее оденеться на прогулку».
Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия давался таким образом, чтобы были выделены отдельные операции. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием («Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»).
Также обращала внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это помогало ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
В воспитании культурно-гигиенических навыков важно работа с родителями.
Очень важна последовательность в обучении.
«Методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными»,- считают Р. С. Буре и А. Ф. Островская.
На последнем заключительном этапе были повторно проведены наблюдения за детьми для выявления уровня сформированности культурно – гигиенических навыков.
Таблица №4
Умывание. Конец года
Высокий 63% Средний 20% Низкий 17%
Таблица №5
Одевание. Конец Года
Высокий 54% Средний 33% Низкий 13%
Таблица №6
Прием пищи. Конец года
Высокий 54% Средний 33% Низкий 13%
По результатам диагностики буду проводить дальнейшую работу по усвоению и совершенствованию культурно — гигиенических навыков.
Перспектива данной работы это дальнейшее формирование культурно – гигиенических навыков, так как это очень актуально на протяжении всего дошкольного возраста.