Ольга Писарева
Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация. В статье раскрываются пути повышения речевой активности детей раннего возраста посредством развития мелкой и общей моторики.
Ключевые слова: речевая активность, мелкая моторика, общая моторика.
Публикация «Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время детские психологи и педагоги дошкольных учреждений всё чаще поднимают вопрос о нарушении возрастных норм детского речевого развития с тенденцией к замедлению. Так, у большинства детей возникают проблемы формирования активной речи, и к трем годам их активный словарь по объему и количеству слов значительно ниже возрастных показателей (т. е. значительно меньше 1500 слов).
Причины этих отклонений различными авторами объясняются по - разному, их связывают, прежде всего,с неблагоприятными экологическими условиями, увеличением детских инфекционных заболеваний, увеличением психотравмирующих ситуаций в молодых семьях, приводящих к микросоциальной педагогической запущенности детей, нарушениям развития их эмоционально - волевой сферы и дефициту речевого развития. Не менее важным фактором, на наш взгляд, выступает активное проникновение в жизньчеловека различных гаджетов, заменяющих молодым родителям живое общение с ребенком. Такие родители зачастую пускают развитие речи малыша "на самотек", не учитывая того общеизвестного факта, что при отсутствии или недостаточном применении специальных приемов для развития активной речи голосовые реакции детей раннего возраста отличаются крайней примитивностью. Невнимание к формированию речевой активности на ранних возрастных этапах чревато серьезными проблемами в речевом развитии на последующих этапах онтогенеза.
Проблема снижения негативных тенденций речевого развития детей в наше время весьма актуальна. А учитывая, что речевые нарушения закладываются в раннем возрасте, их необходимо своевременно диагностировать и исправлять.
Педагогические приемы, формирующие речевую активность, предполагают не только стимуляцию у ребенка желания ответить словом, но и наличие словесного образца, т. е. предполагают подражание. Но само по себе оно мало что значит, если взрослые не используют чередование различных приемов, среди которых в раннем возрасте особое место отводится развитию мелкой (разнообразные движения пальчиками и ладонями) и общей моторики (движения всей рукой и всем телом).
Большинство детских педагогов и психологов убеждены в том, что речевое развитие ребенка нельзя отделить от его моторного развития. В работах И. П. Павлова, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева приводятся научные обоснования этой взаимосвязи. Опираясь на эти данные, М. М. Кольцова представила свое исследование и установила наличие значимой корреляции между развитием мелкой моторики рук, общей моторики и речи, что позволило ей отнести кисть руки ребенка раннего возраста к речевому аппарату, а двигательную проекционную область руки считать еще одной речевой областью мозга.
Придя к выводу о необходимости тренировки движений пальцев рук (мелкой моторики) параллельно с развитием артикуляционного аппарата, М. М. Кольцова предлагает начинать эту работу с детьми второго полугодия жизни, постепенно усложняя её на всем этапе раннего детства. К конкретным приёмам автор относит массаж кистей рук, активную тренировку всех трё х типов движения: сжатия, растяжения, расслабления, изолированные движения пальцев. Опираясь на учение И. П. Павлова, М. М. Кольцова считае необходимым равное развитие тонких движений пальцев обеих рук, а также равное распределение выполнения различных действий ребёнка в повседневной жизни между правой и левой руками. Автор подчеркивает, что "приемы могутбыть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение как можно больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными".
Используя ряд предлагаемых автором приёмов в сочетании с предметной деятельностью детей раннего возраста, мы в соей работе активно применяем :раскатывание детьми шариков из пластилина, разрывание на мелкие кусочки листов бумаги, перебирание крупных деревянных или пластиковых бус, складывание пирамидки или вкладышей (полых кубиков, застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узелков на веревочке, шнуровку, игры с пальчиками.
Для развития мелкой моторики рук в раннем возрасте эффективно использовать пальчиковую гимнастику, сопровождая её чтением стихов, детских песен, потешек или народных сказок; массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; народные и дидактические игры "с ладошками", с природным или бросовым материалом, с предметами домашнего обихода, игры с песком или водой; пальчиковый театр; ниткотерапию; занятия продуктивными видами деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией).
В нашей практике перечисленные виды детской деятельности, направленные на развитие мелкой и общей моторики как факторов речевого развития, используются в ежедневной работе с детьми раннего возраста,поскольку эпизодические занятия не могут дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата мы сделали работу по развитию мелкой и общей моторики регулярной, используя игровые упражнения в различных видах детской деятельности и режимных моментах.
Параллельно мы ведём консультативную и просветительскую работу с родителями. В качестве критерия эффективности такой работы мы рассматриваем "возникновение в семье такого взаимодействия с ребёнком, при котором у него максимально удовлетворяется основная социальная потребность - потребность быть личностью".
Опираясь на накопленный отечественными исследователями научный опыт, свидетельствующий о влиянии мелкой и общей моторики на речевое развитие ребенка, и собственный опыт, мы можем сделать вывод, что, развивая мелкую моторику рук и общую моторику детей раннего возраста мы развиваем, стимулируем и корригируем речевое развитие ребёнка.
Безусловно, развитие мелкой и общей моторики - не единственный фактор, способствующий речевому развитию в раннем возрасте. Речь ребёнка необходимо развивать комплексно - много и активно общаться с ним в быту, стимулируя подражание общение со взрослым, активизируя ребёнка посредством вопросов, просьб; читать, рассказывать об окружающем,показывать картинки, которые ребёнок с удовольствием рассматривает, а также использовать специальные приёмы для развития детской моторики.
Работа по развитию мелкой и общей моторики позволяет достичь позитивной динамики не только в развитии мелкой моторики рук, но и в речевом развитии детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звукового произношения, расширить словарный запас; сформировать у детей интерес к познанию нового и интересного в окружающем мире.