Ольга Викторова
Предметная деятельность для развития личностных качеств ребенка в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Предметная деятельность в раннем возрасте
В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами.
Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер. Наряду с этим видом мышления развиваются такие его формы, как наглядно-образное и символическое мышление, которые также опираются на опыт практических действий малыша. На основе предметной деятельности зарождается процессуальная игра.
Публикация «Предметная деятельность для развития личностных качеств ребенка в раннем возрасте» размещена в разделах
В рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность и целенаправленность. У малыша формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности.
Таким образом, предметная деятельность определяет развитие практически всех психических процессов и личности ребенка в целом.
Важнейшей характеристикой и показателем развития предметной деятельности является познавательная активность ребенка, которая проявляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Исследуя новые предметы и игрушки, экспериментируя с песком, водой, красками, пытаясь открыть коробочки с «секретом», малыш решает самые настоящие мыслительные задачи.
Следующим направлением педагогической работы в рамках формирования предметной деятельности является развитие у детей восприятия и мышления. Собирая пирамидку, матрешку ребенок учится учитывать свойства предметов, различать и соотносить их по форме, цвету и величине. При этом малыш не только действует, но и думает. В ходе соотносящих действий совершенствуются восприятие, внимание, память и мышление ребенка.
Наиболее эффективным способом развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатель должен разумно сочетать совместную деятельность с ребенком и самостоятельные занятия малыша. При этом совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Взрослый должен предлагать малышу новые интересные занятия, подключаться к его игре, откликаться на просьбы о помощи, помогать преодолевать затруднения, правильно координировать и распределять действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов.
Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей новых впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру. Не следует ограничивать познавательную активность малышей, ограничение должно касаться только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.
Следует уделять особое внимание играм, которые способствуют умственному развитию детей.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ:
• Игры с мячами
• Игры с каталками и тележками
• Игры с лопатками и совочками
• Игры с конструкторами
• Игры с кнопками и застежками
• Игры с лентами
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ :
• Погремушки, шумелки
• Игры с водой
• Игры с бумагой
ИГРЫ,НАПРВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И МЫШЛЕНИЯ :
• Игры с вкладышами
• Игры с кубиками
• Игры с пирамидками
• Игры с картинками