Сагайдачная Алла
Речедвигательные упражнения в развитии общей и мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар — практикум с элементами тренинга
«Речедвигательные упражнения в развитии общей и мелкой моторики»
учитель-логопед Сагайдачная А. М.
Речедвигательная ритмика — это система упражнений, в которых различные движения головы, рук, ног, туловища, сочетаются с произнесением определенного речевого материала.
Публикация «Речедвигательные упражнения в развитии общей и мелкой моторики» размещена в разделах
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
В данной работе впервые делается попытка представить метод речедвигательной ритмики в качестве нового приема работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи у детей — логопатов, естественно не исключая других приемов работы над произношением, принятых в отечественной логопедии.
Цели, которые определяют основные направления в занятиях по речедвигательной ритмике заключаются в том, чтобы:
соединить работу речедвигательного анализатора с развитием общей моторики;
способствовать формированию естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода от общей моторики к речедвигательной.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по речедвигательной ритмике направлены на:
нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
формирование умений изменить силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словосочетаниях, словах, фразах;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
В занятия включают работу над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; речевым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.
Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все тесно связаны между собой. Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произношения. Работа над слитностью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.
С произнесением на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.
В соответствии с аналитики-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения.
Речевой материал знаком детям и доступен в лексическом отношении, отвечает фонематическим задачам развития. Тексты, которые проговариваются в сопровождении, занимают часть занятий по речедвигательной ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно — сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приобретенных навыков в условиях, приближенных к самостоятельной речи. Весь речевой материал используется для коррекции произношения.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия, дети, вместе с учителем — логопедом стоят. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с ним. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию.
Занятия с использованием речедвигатльной ритмики проводит учитель — логопед, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения головы, рук, ног, туловища:
ритмично и красиво двигаться;
уметь сочетать систему движений с различным темпом;
видеть и уметь исправить характер движений детей;
стремится к максимальной естественности и раскованность движений, как собственных, так и детей;
слышать недостатки в произношении и уметь их исправлять;
пользоваться голосом нормальной высоты и силы, как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.
Во всех случаях речь учителя-логопеда должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильной, эмоционально окрашенной.
В своей работе с детьми я использую «фонетическую ритмику».
Фонетическая ритмика — это комплекс двигательных упражнений, в которых принимают участие и грубая моторика рук, ног, головы, и туловища при воспроизведении определенного речевого материала (звук, слог, слово, фраза, текст).
Проводя фонетическую ритмику — дети раскомплексованы (исправляются сколиозы, дети меньше болеют ОРВИ; постоянно идет насыщение капиляров воздухом).
Фонетическая ритмика — может быть - оргмоментом, физминуткой, частью занятия. Продолжительность ее составляет две минуты; цель — сконцентрировать внимание детей.
Я провожу фонетическую ритмику, когда знакомлю детей со звуками на фронтальных занятиях, а закрепление, уточнение движений идет на индивидуальных и подгрупповых занятиях (в старшей группе использую фонетическую ритмику при изучении гласных звуков, а в подготовительной группе — во время знакомства детей с гласными и согласными (твердыми) звуками русского языка).
Литература: использованы лекции преподавателя МГОПУ Мухиной А. Я. г. Москва.