Лучший педагог года

Консультация «Развитие речи посредством развития мелкой моторики»

Татьяна Дворникова
Консультация «Развитие речи посредством развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие речи посредством развития мелкой моторики».

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большой степени зависит от нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развитие организма с момента его зарождения до конца жизни.

Публикация «Консультация „Развитие речи посредством развития мелкой моторики“» размещена в разделах

В настоящее время зарегистрирован большой процент детей с недоразвитием речи. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию речи не теряет своей актуальности.

Мелкой моторикой называют способности человека выполнять какие-либо точные действия с помощью пальцев кисти или стопы. Чем лучше развита мелкая моторика рук, тем более ловким считается человек. Развитие моторики берет начало с самых первых дней после рождения, заключаясь в примитивных хватательных рефлексах. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития, в том числе речи.

Выдающийся советский педагог – новатор В. А. Сухомлинский является автором фразы «ум ребенка расположен на кончике пальцев». Считается, что с помощью мелкой моторики можно снять умственное переутомление, а массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Еще в древние времена люди догадывались о связи мелкой моторики с развитием речи у детей. Сейчас же данное влияние имеет доказательства, так как выяснено, что центры речи и мелкой моторики в головном мозге формируются очень близко к друг другу. Поэтому развивая моторику, мы тем самым развиваем и речевые возможности. Выполняя упражнения на мелкую моторику кистями и пальчиками, ребенок способствует активации речевого центра, в котором происходят такие процессы: дифференцировка речи и других звуков; активизация воспроизведения услышанных слов; запоминание логических взаимосвязей в словах, словосочетаниях и предложениях. Начиная с раннего грудного возраста следует целенаправленно развивать моторику и речь ребенка.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи. Убедительно доказано, что все психологические процессы у ребенка развиваются через речь, позитивное формирование которой является гарантией не только общего развития, но и адекватного общения со сверстниками и взрослыми, которое является в свою очередь условием его личностного развития (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев).

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка, т. е. игра.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов готовности к школьному обучению.

В дошкольном возрасте словарный запас у детей достигает до 3000 – 3500 слов. Употребление слов характеризуется умением использовать активный и пассивный словарь. Процесс становления речи ребенка сложен, тесно связан с общим психомоторным развитием, и при правильной организации педагогического воздействия может быть успешен.

Организуя работу по развитию ручной моторики у дошкольников, следует учитывать:

возрастные особенности;

задания необходимо подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;

учитывать индивидуальные особенности ребенка;

работу проводить регулярно, систематически;

соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

в процессе обучения и развития формировать у детей положительную мотивацию посредством создания ситуаций успеха;

работу по развитию тонкой моторики проводить в системе различных видов занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям, а главное - начиная с раннего возраста ребенка: с первых дней посещения детского сада.

Недостаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала развиваться. Необходимо стимулировать его собственную речь. Лучше всего этой цели служат пальчиковые игры и игры-манипуляции, в основе которых народное творчество - прибаутки и потешки. Эти игры хороши тем, что они позволяют многократно повторять маленькие несложные тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать вместе с воспитателем.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук рекомендуется проводить во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Для пальчиковой гимнастики с детьми раннего возраста используются игры:, "Этот пальчик хочет спать", "Сидит белка на тележке", "Пальчики у нас попляшут, "Моя семья", "Дружные ребята", "Коза рогатая", "Мы капусту рубим", "Ладушки - ладошки", "На дворе мороз и ветер", "Хомка, хомка, хомячок" и другие. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этапе используются игры с воображаемыми предметами.

Для развития мелкой моторики рук детей важно научить также приемам самомассажа рук. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Продолжительность массажа 3-5 минут. Также используются упражнения - игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками и т. д.).

Важны упражнения, развивающие графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т. д.). Выполняя их, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку, развивают мыслительную деятельность, внимание, память. Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха, развивают зрительное восприятие и внимание.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, рисованию.

На занятиях в качестве элемента двигательной активности используются физкультминутки с речевым сопровождением в стихотворной форме, что позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Таким образом, для полноценного развития речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности; работу по развитию моторики следует проводить в системе различных видов занятий; в процессе обучения и развития - формировать положительную мотивацию.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» Дорогие родители! Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание,.

Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук» «Развитие речи детей через мелкую моторику рук» Цель: повышение уровня компетентности воспитателей и родителей в вопросах развития речи.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития» В статье рассматривается теоретический и методический аспект проблемы развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального.

Консультация «Развитие познавательного интереса и мелкой моторики рук дошкольников посредством игры со шнурками»Консультация «Развитие познавательного интереса и мелкой моторики рук дошкольников посредством игры со шнурками» На протяжении всей работы с детьми я убедилась, что работа с использованием шнурков идеально подходит для развития устной речи. Уровень.

Опыт работы «Формирование активной речи детей посредством развития мелкой моторики» Раздел I. Информация об опыте 1.1. Условия возникновения и становления опыта. Возникновение опыта связано с тем, что сегодня в обществе.

Перспективный план на 5 лет «Формирование связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный.

Развитие мелкой моторики, как один из факторов развития речи Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как.

Речевое развитие дошкольников посредством развития мелкой моторики рук в соответствии с ФГОС В период дошкольного детства важное значение для психического развития ребенка приобретает становление речи. С каждым годом педагоги отмечают.

Консультация «Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» Актуальность Изучая данную тему по самообразованию очевидно, что в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации.

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольниковВлияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи посредством развития мелкой моторики»
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 10:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие речи посредством развития мелкой моторики»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дворникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД