Анна Владимировна Фоминцева
Консультация «Особенности моторики: общей, мелкой и артикуляционной при стертой дизартрии!»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности моторики: общей, мелкой и артикуляционной при стертой дизартрии!
В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствуют ни дислалии, ни дизартрии.
Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических нарушений:
- нарушения двигательной сферы, пространственного гнозиса, фонетической стороны речи (в частности, просодических характеристик речи, фонации, дыхания и другие, что позволяет сделать вывод о наличии органических поражений центральной нервной системы.
Публикация «Консультация „Особенности моторики: общей, мелкой и артикуляционной при стертой дизартрии!“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дизартрия
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Темочки
В настоящее время это расстройство носит термин «стертой формы дизартрии», впервые предложенный О. А. Токаревой. В отечественной литературе стёртая форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезковыраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.
Симптомы органического поражения центральной системы выражаются в форме стёртых парезов, изменении тонуса мышц, гиперкинезах (избыточных произвольных и непроизвольных движениях, проявляющихся преимущественно в мимической и артикуляционной мускулатуре. Имеет место и нарушение функций глазодвигательных нервов: односторонний птоз, косоглазие, ограничение объема движения глазных яблок. В двигательной сфере у детей данной категории может наблюдаться одинаковое развитие функций обеих рук и псевдолеворукость.
Начальный этап речевого развития сочетается с интенсивным формированием общей моторики, артикуляторной моторики и тонких дифференцированных движений рук. У ребенка появляется активная манипуляторная деятельность в которой участвуют пальцы рук. Ребенок начинает пить из чашки, есть из ложки, жевать. Увеличивается ряд произносимых звуков.
У детей со стертыми формами дизартрии психомоторное развитие в раннем возрасте имеет легкую дисфункцию, формируется диспропорционально с незначительным запаздыванием: например, ребенок начинает стоять раньше, чем сидеть; ходить раньше, чем ползать. Можно наблюдать отсутствие или неправильность ползания: не вперёд, а в бок или назад. Предпосылкой может являться раннее обращение и в течение первых двух лет к детскому невропатологу, может быть даже с незначительными проблемами.
Общая моторика. Несмотря на то, что у детей с легкой дизартрией не наблюдается выраженных параличей и парезов, нарушение моторики носит широкий характер. Моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью. Они совершают много лишних движений, быстро утомляются, при функциональных нагрузках неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать на одной ноге, плохо подражают при имитации движений. Их моторная несостоятельность особенно заметна на занятиях по физкультуре и на музыкальных занятиях, где эти дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребёнок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.
Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией отстают от сверстников в ловкости и точности движений, испытывают трудности при одевании, обувании, трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д., хуже сверстников рисуют. Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности из-за вялости пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики. Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения. При выполнении дети допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулак или расправляя его. Выполнение заданий при этом характеризуется дизметрией, выражающейся в дополнительной работе предплечья.
Артикуляционная моторика нарушена по тому же типу, что и общая, и проявляется в следующих формах: неудерживание статических поз, тремор, нарушение дыхания, гиперсаливация, девиация, (отклонение от вертикальной оси) языка, губ, подбородка. Могут проявляться и вегетативные дисфункции: потливость, покраснение или побледнение кожных покровов.
Обнаружить парезы мышц губ и языка можно при выполнении некоторых тестирующих движений:
1. Сглаженность или отсутствие носогубной складки;
2. Неумение изменять положение губ в улыбке на трубочку;
3. Невозможность вытянуть губы вперёд;
4. При растягивании губ в улыбку наблюдается ассиметричность;
5. Невозможность удерживать язык распластанным (;появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кончика языка, в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении).
6. При высовывании языка изо рта, он как бы смещается в одну сторону, и, кончик языка загибается вниз;
7. Невозможность поднять кончик языка вверх. При выполнении этого движения ребёнок
старается подтолкнуть язык нижней губой;
8. При передвижении языка в уголки рта язык ведёт себя как «бревно»;
9. При высовывании языка изо рта и удерживании, наблюдаются характерные подёргивания, дрожание языка;
10. Характерное положение языка «комком»;
Итак, среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие:
1. Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.
2. Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ и языка, необходимого для произнесения звуков.
3. Оральная апраксия.
4. Минимальная мозговая дисфункция.
Легкие формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, а также имеющих в анамнезе другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития или родов. В этих случаях легкие, «стертые» формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции, т. е. рассматриваются как один из симптомов ММД.