Папки-передвижки

Формирование ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством игры и приёмов: миф или реальность

Елена Кондракова
Формирование ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством игры и приёмов: миф или реальность
▼ Скачать + Заказать документы

Говоря о ранней профориентации детей, хочется напомнить, что термин «профессия» происходит от латинского слова, что в переводе означает «объявляю своим делом». Так, когда же пора ребенку определиться с выбором «своего дела»? По словам нашего президента, выступавшем на Всероссийском открытом уроке на форуме «Проектория», «у человека, который рано принял «ключевые для жизни решения» будет значительно больше шансов на успех».

Публикация «Формирование ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством игры и приёмов: миф или реальность» размещена в разделах

Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его нужно готовить уже с детского сада. Согласно Федеральной образовательной программе проблематика профориентации дошкольников присутствует в рамках направления «Социально-коммуникативное развитие» и целевого ориентира дошкольного образования, где определено формирование позитивных установок к различным видам труда. При этом особый акцент сделан на возрастные группе 3-7лет. В п 2. 1 ФОП ДО прописано: «в сфере трудового воспитания: развивать ценностное отношение к труду взрослых; формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий; формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов; развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками; поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде; воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи».

Предлагаю в рамках педагогического Совета поговорить о ранней профориентации дошкольников- миф или реальность? Хотелось бы услышать мнения педагогов со стажем и начинающих свою педагогическую деятельность, а также мнение педагогов с «позиции родителя».

К сожалению, многие родители, да и педагоги, не понимают важность ранней профориентации. Ну, зачем ребенку выбирать профессию, если он только карандаш в руках держать научился? Но знакомить ребенка с миром профессий – это не значит заставлять его здесь и сейчас выбирать, кем он станет в будущем, решать всю его жизнь, когда он от памперса только отучился. Ранняя профориентация позволяет детям научиться уважать любой труд, ценить его плоды, беречь их. В последнее время стало актуально не простое накопление репродуктивных знаний, а формирование личности, владеющей технологией труда и способной не только усваивать готовые знания, но и генерировать новые. И лучший способ создания такой личности – через общение и совместную деятельность взрослого и ребенка. В детском саду мало знать о профессиях, в профессии надо играть.

Я соглашусь с мнением коллег, которые говорят о профориентации как о давно проводимой нами работе - знакомство с профессиями. Существенная разница лишь в том, что мы сегодня расширяем спектр профессий, с которыми мы знакомим наших детей. На сегодняшний день этот список достаточно большой. Вопрос в том, а можно ли то, что мы делаем назвать ранней профориентацией, применительно к дошкольному возрасту. По моему скорее нет, чем да, ведь, всё-таки согласно определению "профориентация", основная задача - выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности, что совершенно невозможно на этапе дошкольного возраста, а притягивать за уши. зачем? Ранняя профориентация как этап допрофессионального самоопределения, применительно к нам, конечно да!

Сама работа по ознакомлению с профессиональной деятельностью очень важна. Ребёнок должен понимать, насколько разнообразен мир профессий, насколько специфична каждая из них. Пробовать себя в разных видах деятельности очень полезно. Важнейшим ее результатом станет формирование у детей качества социальной адаптивности, а также социально значимых качеств как совокупности личностных качеств (ответственности, социальной активности, коммуникативности, самостоятельности, способствующих адаптации и успешности социальной деятельности человека.

Я считаю, что в детском саду развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий, то есть допрофессиональное самоопределение, которое не связано непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а является подготовительным к ней этапом - это реальность. А профориентация как система мер, направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе профессии- это пока миф.

Ранняя профориентация дошкольников должна стать реальностью!

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Мы должны готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

-понимали, что труд занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это основа жизни;

-уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

-познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

-были готовы трудиться сами — что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

-учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Так как же помочь ребёнку в выборе профессии?

- Во-первых, надо создать образовательную программу по ранней профориентации на государственном уровне, используя, в том числе информацию из «Атласа новых профессий».

-Во- вторых, - работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых должна быть нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда;

- В- третьих- нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

-В- четвёртых, конечно, за воспитание детей ответственность несут родители, а все другие специальные институты призваны помочь поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Но мне кажется, что детскому саду принадлежит первостепенная роль в ранней профориентации детей, а родители должны принимать активное участие.

- В- пятых, учить детей трудиться.

- В –шестых, уделять особое внимание сюжетно-ролевым играм. Дать возможность воспитателям, играть с детьми во второй половине дня каждый день, опять же используя, в том числе профессии из «Атласа новых профессий». И соответственно надо создать для игр предметно - развивающую среду в детском саду.

Если всё это учесть, я думаю, мы сможем помочь детям сориентироваться в огромном мире профессий, расширить представления ребёнка о социальном мире, оказать помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияФормирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Дошкольное детство – чудесный период для каждого ребенка. Именно в этом возрасте он представляет собой маленького исследователя, с радостью.

Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Дидактические игры по ранней профориентацииДидактические игры по ранней профориентации Мы начали развивать навыки профориентации. Знакомим детей со спецификой различных профессий, а также интересуемся, кем они хотят стать,.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством игры и приёмов: миф или реальность
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 20:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством игры и приёмов: миф или реальность» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кондракова (УИ 1597016) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД