Симонова Алиса
Формирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – чудесный период для каждого ребенка. Именно в этом возрасте он представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Но, наблюдая за детьми в различных видах деятельности, было замечено, что в последнее время возросло число детей, имеющих страх перед изобразительной деятельностью, боязнь белого листа, незнание основных цветов, неумение правильно держать карандаш, кисть. Малыши не заинтересованы и не проявляют активности при восприятии произведений искусства. Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий и развивающей предметно-пространственной среды для формирования представлений детей младшего дошкольного возраста о цвете.
Публикация «Формирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Итак, началась работа по теме "Формирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования " Были применены следующие педагогические условия: 1. Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, через нетрадиционные способы рисования. 2. Систематическое наблюдение в природе, выделение цвета её объектов и явлений, изменение цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т. д. 3. Изготовление дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, закреплению и обогащению эстетических представлений о цвете детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное время. 4. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми. 5. Пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе методическими, наглядно-иллюстративными пособиями, эстетическое оформление среды. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения. 6.
Разработка информационно-консультационного и практического материала для родителей. Для того чтобы развивать у детей восприятие цвета, учить их различать, называть цвета и воспринимать их во временных изменениях в природе. Ведь природа - это великий художник. Цвет в природе не существует сам по себе. Он тесно связан со всеми сезонными изменениями в окружающем мире, состоянием погоды, временем суток. Разные времена года выделяют свою палитру красок и оттенков. Во время прогулок с детьми педагог обращает внимание детей на окраску листьев на деревьях и кустарниках, на цвет неба. Через поэтическое и художественное слово воспитатель привлекает внимание детей к красоте природы. Работа над темой началась осенью, в группе раннего возраста 1.6 - 2 года, поэтому обучение начиналось с жёлтого и красного цвета.
На прогулке, дети рассматривали листочки, веточки рябины, плоды каштана, жёлуди, собирали их и приносили в группу для дальнейшего использования. Для лучшего запоминания и закрепления пройденного материала, после наблюдений в природе постоянно проводилась не только непосредственно-образовательная деятельность, а также совместная и самостоятельная деятельность, и индивидуальная работа в групповых центрах. Работа велась систематически, во всех режимных моментах. Во время непосредственно-образовательной деятельности детям предлагалось нарисовать необычным способом (пальчиками, ладошками, ватными палочками) деревья, кусты, листья, дождик. Рисование пальчиками, ладошками - это самый простой способ получения изображения.
В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, поэтому им легче контролировать движение своего пальчика, чем карандаша или кисточки. Малыш опускает пальчик в краску и наносит точки, пятнышки на бумаге. Были проведены такие образовательные ситуации как: «За окном листопад», «Мухомор», «Мой любимый дождик», «Снег кружится» и т. д. Остальные цвета в группе раннего возраста изучались аналогичным способом, т. е. зимой - синий и белый, весной - зелёный и чёрный, летом - закреплялось знание всех цветов предусмотренных программой для данного возраста.
Следующий метод закрепление знаний детей о цвете - это дидактические игры. Дидактические игры проводились в определённой последовательности, от простого к более сложному. Работа велась поэтапно. Сначала развивались умения у детей обращать внимание на цвет, различать цвет, устанавливать тождества «такой», «не такой». У детей развивались память, внимание, мышление. Для этого предлагались такие дидактические игры как: «Подбери по цвету», «Подбери грибочек», «Собери пирамидку», «Найди такой же», «Подбери палочку», «Наша одежда» и т. д. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные.» В I младшей группе (2 - 3 года) работа по изучению цвета усложнялась.
Дети также наблюдали за сезонными изменениями в природе, но при посещении леса дети не просто любовались деревьями, цветами, травами, а обращалось внимание на красоту затененных уголков и на полянку, освещенную солнцем, на листву деревьев, на их цвет, его многообразие и изменчивость. Свои впечатления дети также изображали нетрадиционными техниками, которые тоже становятся разнообразнее и усложняются.
В I младшей группе используются такие техники как : оттиск яблоком, кляксография, рисование смятой бумагой, рисование дном бутылки, а также рисование пальчиками, ладошкой, кулачком. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает речь, воображение, дает полную свободу для самовыражения. С детьми были проведены такие игровые ситуации: «Яблочки в банке», «Листопад, листопад, листья по ветру летят.», «Снежинка», «Ёлочка – красавица», «Божьи коровки на лужайке» и т. д. Во II младшей группе дети знакомились с реальным, основным цветом предметов : трава, листочки на деревьях, елочка - зелёного цвета; помидоры - красные, одуванчики, лютики и некоторые другие цветы жёлтого цвета и т. п. Это способствовало образованию у детей ассоциативных связей на основе общности цвета; у них появилось умение объединять предметы по сходству по одному из признаков - цвету. С детьми данной возрастной группы проводились не только наблюдения в природе, но и дидактические игры в природе – «Найди жёлтый листок», «Покажи красный цветок», «Дай зайчику зелёной травки».
Дидактические игры, проводимые в группе усложнялись. С помощь них учили и закрепляли последовательность расположения цветов в спектре, знакомство с цветовыми оттенками. Это такие игры как: «Радуга», «Цветиксемицветик», «Нарядим солнышко». Различение теплых, холодных и промежуточного цветов «Холодный – теплый» и т. д. В младшей группе дети учились узнавать все цвета спектра, оттенки цветов, запоминают их названия.
Полученные представления о цветах они применяли при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети знакомились также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу. Для изучения цвета, использовалась техника погружения в цвет. Совместно с родителями в группе была организована неделя цвета. Каждый день недели соответствует определенному цвету радуги : красный, жёлтый, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Дети приходят в одежде соответствующего цвета и приносят воздушный шарик или игрушку, подобранные родителями по цвету дня. Этот эксперимент очень заинтересовал детей и родителей, которые очень старались подобрать одежду, бантики по цвету. Во время рисования детям предлагалось использовать заданные краски, в нетрадиционных техниках рисования. Эти техники тоже усложняются и становятся многообразнее: оттиск осенним листочком, отпечаток поролоном, рисование ладошкой с дорисовкой кисточкой, рисование манной крупой, солью, мыльными пузырями, пластиковыми вилками, оттиск смятой бумагой.
Все эти техники создавали атмосферу непринуждённости, открытости, содействовали развитию инициативы, самостоятельности детей, у детей развивалась зрительно - двигательная координация, совершенствовалась мелкая моторика кистей и пальцев рук. Проведены такие образовательные ситуации: «Осенние листочки», «Осенняя аллея», «Веселый ёжик», «Зайка-зайчишка», «Зимний пейзаж», «Весенние ручьи», «Медведь проснулся», «Сирень» др. Таким образом, изучение цвета через нетрадиционные техники рисования и дидактические игры, включение их во все виды образовательной деятельности, в условиях взаимодействия всех субъектов образовательного процесса повысило эффективность работы по формированию представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста.
Список использованных источников:
1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. — М. : Новая Москва, 1925. – 156 с. С. 76.
2. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М. : Педагогическое общество России, 2002. -144с.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. – СПб. : КАРО, 2014. – 112 с.