Юлия Юрьевна Карачкова
Формирование произношения звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи через использование пособия «Звуковой домик»
▼ Скачать + Заказать документы
В постановке звуков нуждаются все моторные алалики. Особенностью этих детей является то, что у них могут отсутствовать все звуки, даже очень простые по артикуляции. Отсутствие звуков, делает невозможным формирование у моторных алаликов внешней речи. Поэтому звуки детям надо поставить как можно раньше. В основе моторной алалии лежит нарушение у ребенка блока кинестетических функций, что приводит к нарушению моторики органов речи. У детей не развиты (или очень плохо развиты) кинестетические ощущения в области органов речи. Ребенок не ощущает мышцами, в каком точно положении находятся в данный момент его язык, губы и нижняя челюсть. То есть у ребенка, создаются неточные кинестетические восприятия (образы, представления) – нарушается оральный кинестетический гнозис (узнавание, распознавание поз артикуляционных органов). Поэтому предлагаемое данное пособие описывает постановку звуков.
Публикация «Формирование произношения звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи через использование пособия „Звуковой домик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Организация работы с пособием «Звуковой домик».
Пособие разработано с учетом прямой взаимосвязи речи и кинетических ощущений органов артикуляционного аппарата, что позволяет детям почувствовать контрастность положения языка, губ, направленности выдыхаемой струи. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах работы по постановке звуков. «Звуковой домик» - это пособие, позволяющее формировать осознанное произношение звуков. Мотивировать детей и повышать результативность коррекционной работы. Пособие «Звуковой домик» нацелено на обеспечение рационального развития ребенка, создает реальные условия для совершенствования образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в свете требований ФГОС дошкольного образования.
На первых этапах занятий опорой для зрительного образа правильного артикуляционного уклада является осязание предмета и формирование кинестетических ощущений. Для полноценного ознакомления с языком дети сами изготавливают аппликаторные слепки из пластилина. Созданный руками язычок служит наглядно опорой для речевых упражнений.
Целью данного пособия является усвоение осознанной артикуляции отдельных звуков.
Задачи:
Формировать умение правильно произносить звуки;
Познакомить с артикуляционными признаками звуков (положение губ, положение языка, характер воздушной струи);
Характеризовать артикуляционные уклады, используя объёмные модели.
Подготовить артикуляционный аппарат для постановки звуков;
Применить пластилинотерапию как элемент подготовительной работы при постановке звуков;
Создать зрительный образ язычка своими руками;
Использовать детские аппликаторные слепки как обучающее пособие;
Развивать речевую и мелкую моторику.
Повышать мотивацию учебной деятельности, речевую активность;
Воспитывать аккуратность и творческое воображение.
Планируемые результаты работы с данным пособием :
- ребенок ознакомлен с артикуляционными признаками звуков (положение губ, положение языка, характер воздушной струи);
- ребенок характеризует артикуляционные уклады, используя объёмные модели;
- у ребенка подготовлен артикуляционный аппарат для постановки звуков;
- у ребенка повысилась мотивация учебной деятельности, речевая активность;
- у ребенка сформировано осознанное произношение звуков.
Данное пособие представляет собой коробку с крышкой, которая открывается «книжкой». В «Звуковом домике четыре окошка, а также окошко для дополнительных заданий со звуками в верхней части и четыре окошка в нижней части коробки «книжки» :
- Объёмные губы (Модель объёмные губы выполняется из пластилина красного или розового цвета. Дети энергично, с усилием разминают пластилин в руках, сравнивая его с «непослушным» спастичным язычком.
Например, при произнесении звука [C], дети сравнивают модель «Объёмные губы» с рисунком «Губы в улыбке», далее помещают объёмную деталь в первое окошко «Звукового домика»);
Этапы работы по изготовлению модели «Объёмные губы» :
1. Размять пластилин в руках;
2. Изготовить ровный гладкий шарик;
3. Сформировать жгут длиной 12-14 см;
4. Соединить два конца жгута, получит кольцо;
5. Место соединения закрепить и соединить в угол;
6. Выделить уголки губ;
7. Смоделировать форму верхней губы;
8. Сравнить модель с рисунком.
- Объёмный язычок (Дети, работая с пластилином, передают ему тепло своих рук, тактильно ощущают, как их пальцы, разминая и надавливая на твёрдый комок, изменяют его превращая в лепкий, податливый, послушный, динамичный, готовый к дальнейшей работе материал, сравнивают с «непослушным» спастичным язычком. Например, при произнесении звука [C], дети сравнивают модель «Объёмный язычок» с рисунком «Детская горка», далее помещают объёмную деталь во второе окошко «Звукового домика»);
Этапы работы по изготовлению модели «Объёмный язычок» :
1. Размять пластилин в руках;
2. Изготовить ровный гладкий шарик;
3. Придерживать шарик левой рукой;
4. Указательным пальцем нажать, образуя ямку;
5. Оформить боковые края;
6. Приподнять и раздвинуть боковые края;
7. Сравнить модель с рисунком.
- Схема выработки воздушной струи (Выбранную схему помещают в третье окошко «Звукового домика»);
- Игрушка - символ звука (Четвёртое окошко занимает игрушка – символ, которая издаёт звук или его заменяет).
Данное пособие используется как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях для постановки отсутствующих звуков, или в зависимости от того какая группа звуков у детей нарушена. Совместная деятельность педагога и детей дает положительный результат.
У детей формируется осознанное произношение звуков, что позволяет ускорить процесс постановки звуков, сделать обучение осознанным,
заинтересовать детей и включить их в педагогический процесс. Данное методическое пособие расширяет компетенцию педагогов, обогащает методический арсенал учителя-логопеда инновационными формами работы, направленными на коррекцию нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Список используемых источников :
1. Инновационная мастерская логопеда. Пластилинотерапия. Моделирование. Биоэнергопластика /авт. сост. М. А. Ежова, И. В. Гусаковская. - Волгоград: Учитель. -59 с.
2. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов //Нарушения речи и голоса / Под. ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. - М., 1975. С. 71 3. Гриншпун Б. Н., Воробьева В. К. О механизмах затруднений в актуализации слов у детей с моторной алалией // VIII научная сессия по дефектологии и V всесоюзные педагогические чтения. — М., 1979. Ч. 2.
3. Гуровец Г. В. Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебно – коррекционного воздействия. //Расстройства речи и методы их устранения под ред. проф. С. С. Ляпидевского и доцента С. Н. Шаховской.