Светлана Матвеева
Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Приобщение детей к искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с художественными традициями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность мышления. Народные и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимания, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память, являются памятником духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Публикация «Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке» размещена в разделах
- Вышивание, вышивка
- Народная культура, фольклор
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекли к себе внимание ученых. Многие из них (К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и др.) подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б. М. Неменский, «необходимо привязать ребенка всем чувствами, эмоциями к древу культуры» своего народа.
В философско-искусствоведческих исследованиях орнаментальный образ определяется как специфическая форма отражения ценностного образа действительности, как модель отношения человека к миру и как средство его познания. Такая сущность исследуемого нами феномена позволяет рассматривать орнаментальный образ как огромную силу, способную воздействовать на развивающуюся личность ребенка. Овладение смыслом орнаментальной образности произведений может быть в числе факторов, влияющих на накопления эмоционального, познавательного, эстетического и художественного опыта дошкольника, причем в его особой форме. Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у него нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, позволяет ему увидеть мир глазами другого человека, помогает осмыслить национальной своеобразие и миропонимание народа, отсюда – познать и себя самого, стимулирует творческую деятельность. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Именно поэтому важно, чтобы мир орнаментальных образов стал частью жизни растущего человека.
На начальном этапе исследования были выявлены уровни сформированности орнаментального образа у детей старшей группы. Для чего детям были предложены четыре творческих задания (автор Л. Г. Васильева) по результатам которых определялся уровень знаний о чувашской вышивке в сочетании с качеством и оригинальностью созданного изображения. Данные показали преобладание детей со средним и низким уровнями сфомированности орнаментального образа в рисунках и аппликациях дошкольников, выполненных по мотивам народного орнамента. Для среднего уровня характерно проявление детьми интереса к рассматриванию изделий, эмоционально откликается на их красоту, умение давать им характеристику, называть их создателей. Понимание орнаментального образа сводит к называнию смыслового значения линейных и глубинного содержания цветовых образов как первичных. Дети изображали образы-типы данного вида искусства, допуская некоторые отклонения в их передачи. Называли смысловое значение орнаментальных рисунков.
Решая задачи формирования знаний о чувашской вышивке в декоративной деятельности, мы использовали технологию Л. Г. Васильевой, которая опирается на модель Н. А. Ветлугиной по формированию эстетического отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру и искусству, включающую способности, которые необходимо развивать у детей. Компонентами этой модели является: способность эмоционального переживания, способность к активному усвоению художественного опыта, специально-художественные и творческие способности, декоративно-игровое творчество (добавляет Н. С. Александрова) и на определенные Л. Г. Васильевой этапы формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (приобщение дошкольников к искусству чувашского орнамента) : эмоционально-познавательный, орнаментально-изобразительный, орнаментально-творческий, декоративно-игровой и фольклорно-праздничный.
Мы детей знакомили с изделиями орнаментального искусства и его создателями. С детьми проводились беседы по теме «О чем говорят узоры чувашской вышивки». Детей знакомили с цветом образом произведений декоративно-прикладного искусства.
Нами были использованы все методы и приемы для реализации поставленных задач: наглядный, наглядно-действенный, практический, игровой.
Детей учили техники декоративной деятельности. На занятиях они овладевали выразительными средствами (узором, колоритом и др).
Методика обучения детей созданию образов-символов народных узоров в содержании рисования и аппликации включает: рассматривание художественных вещей, анализ «изобразительных моделей оригиналов» узоров и нахождение изображенных на них частных образов в подлиннике. После чего детям предлагается воспроизвести их в технике рисования или аппликации.
Для активизации процесса воплощения образа узора Л. Г. Васильева предлагает использовать такие приемы, как показ и объяснение последовательности его рисования с включением некоторых сведений о происхождении и художественно-образной основе. Показ нескольких способов рисования одного и того же узора, частичный показ. Рассматривание динамических моделей создания образов узоров. В них задан алгоритм действий. Что позволяет ребенку представить последовательность работы.
В содержание занятий включали легенды, использовали художественное слова, музыку.
Чтобы придавать деятельности интерес и художественно-творческий характер создавали игровые ситуации. Дети часто участвовали в фольклорно-праздничной деятельности. Единство музыкальной деятельности составляющей основу фольклорных праздников и развлечений, и изобразительной деятельности, продукты которой ребенок может активно применить в праздничных действиях, оказывает положительное влияние на развитие детского творчества, создают у ребенка целостное представление о национальной культуре, является средством вхождения «в образ». Но самое главное, что «полотняной фольклор» нельзя рассматривать изолировано и вне связи с музыкальным и устным народным творчеством, так как праздники сопровождаются не только веселыми играми и хороводами, но и нарядностью одежд и демонстраций художественных творений народа.
«Проживание» ребенком древних праздников своего народа вызовет у него эмоциональный отклик, покажет ему значимость полученных знаний. А это будет способствовать в последующем воплощению пережитого (прочувственного и осознанного) в изобразительной деятельности, результатом чего явится интересный орнаментальный образ.
Сравнение данных констатирующего и контрольного этапов выявило значительную динамику формированности знаний о чувашской вышивке в декоративных видах деятельности у детей экспериментальной группы. Дети научились узнавать и выделять чувашский орнамент. Научились видеть взаимосвязь между цветом, композицией и элементами узоров. Они стали лучше воспринимать содержание узоров в чувашской вышивке, словесно обозначать созданный ими образ. Появились знания о труде вышивальщиц. Истории возникновения образов-символов и изделий. В контрольной группе существенных изменений не произошло. Полученные данные подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.