Получи документы

Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения сказок

красноштанова ирина николаевна
Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения сказок
▼ Скачать + Заказать документы

Красноштанова Ирина Николаевна,

воспитатель,

БДОУ г. Омска «Детский сад №56

комбинированного вида»

Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения русских народных сказок

После развала СССР, отказа от прежней идеологии и коммунистических идей, на рубеже XX-XIX вв. возникла необходимость в поиске идеи, способной объединить российский народ. К сожалению, до настоящего времени политическая, экономическая и интеллектуальная элита не смогла выработать чёткие нравственно-идеологические ориентиры.

Публикация «Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения сказок» размещена в разделах

В качестве «национальной идеи» в разное время называли: духовность, народовластие и державность (академик Г. В. Осипов); Благополучие Человека, Семьи, Народа, Государства (Р. Г. Яновский); инновационное развитие (А. И. Уваров и И. Чубайс, патриотизм (В. В. Путин, религиозность. Как видно, предложенные варианты «национальной идеи» в той или иной мере отсылают нас к многовековой истории и базируются на традиционных для русского народа ценностях : коллективизм, справедливость, нестяжательство, терпение, самоотверженность.

Сохранение и укрепление народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта во все времена являлось основной целью воспитания. Приобщение к духовным ценностям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

ФГОС ДО, определяя содержание и организацию образовательной деятельности, также предполагает усвоение на этапе дошкольного детства норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [3,5].

В связи с этим особую актуальность в период роста национального самосознания в обществе приобретает формирование у дошкольников представлений о традиционных духовных ценностях, характерных для русского народа.

К факторам, влиявшим в России на формирование духовных ценностей у подрастающего поколения, исторически относились:

- воцерковлё нность семьи и общества: религиозное воспитание согласно уставу церкви;

-труд (с 5ти лет) как основа жизни в семье, труд как праздник, разграничение мужского и женского труда, обучение на наглядном опыте у старших членов семьи;

-зрелищно-игровая культура: коллективные игры, забавы, разыгрывание сказок по ролям с помощью тряпичных кукол, сценки народного театра, кукольный театр;

-праздничная культура: праздничные традиции и обряды, чёткий ритм года с чередованием постов и праздников;

-художественное декоративно-прикладное творчество: резьба по дереву, различные вида росписи, изделия из глины, камня, дерева, вышивка, шитьё, плетение кружев и т. п. ;

-музыкальный фольклор: песни, заклички, попевки, колядки, пляски, хороводы, музыкальные игры, колыбельные, пестушки, потешки [1, 175].

Огромное влияние на формирование представлений о традиционных нравственных ценностях по сей день оказывает устное народное творчество: былины, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, прибаутки. Ценностные приоритеты русского фольклора позволяют определить нравственный потенциал ребёнка, помогают осуществлять нравственно одобряемый выбор поведения, образуют внутренний стержень культуры, потребности и интересы личности.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании детей отводится русской народной сказке. Фонд русских народных сказок удивительно разнообразен: от предельно простых по форме и содержанию до сказок с острым и захватывающим сюжетом. Положительные герои в русских народных сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки [2, 90].

Рассмотрим наиболее известные русские народные сказки, формирующие представления о традиционных для русской культуры нравственных ценностях.

Сказки о послушании : «Петушок-золотой гребешок» («Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок».

Сказки поощряющие скромность, смирение: «Морозко», «Хаврошечка», «Финист - ясный сокол» (страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической).

Уважительное отношение к старшим: «Летучий корабль», «Молодильные яблоки».

Трудолюбие: «Рукодельница и ленивица», «Репка», «Царвна-лягушка».

Ответственность, забота о близких: «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Находчивость, смекалка: «Каша из топора», «Маша и медведь»,»Вершки и корешки».

Коллективизм, взаимовыручка: «Репка», «Теремок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Крылатый, мохнатый да масляный».

С помощью сказки мы также развиваем у ребенка:

- умение слушать;

- умение познавать;

- умение сравнивать и сопоставлять;

- связную речь;

- память, внимание;

- чувство юмора и т. д.

В своей работе мы используем следующие методические приёмы по приобщению детей к чтению сказок :

Чтение художественных произведений.

• Беседы по прочитанному.

• Заучивание наизусть.

Пересказ произведений.

• Выразительное чтение.

• Игры – драматизации.

• Дидактические игры.

• Элементы инсценирования.

• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).

• Театрализованная деятельность.

• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

• Просмотр мультфильмов, фильмов.

Оформление выставок.

• Использование разных видов театра.

Формы работы :

• НОД

• Кружковая работа.

• Культурно – досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры.

Свободная от занятий деятельность: экскурсия в библиотеку ДОУ; оформление тематических выставок, макетов, организация «Книжкиной больницы»; проведение «Недели детской книги»; игровая деятельность: (сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, настольно – печатные игры).

В современных условиях развития образования родители должны стать равноправными участниками образовательного процесса, поэтому при формировании у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях активно сотрудничаем с родителями.

Используем следующие формы работы :

• Родительские собрания.

• Индивидуальные консультации.

• Семинары – практикумы.

• Папки – передвижки.

• Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок.

Таким образом, сказки могут стать эффективным средством формирования у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях русского народа.

Литература:

1. Гаспринская А. А. Приобщение детей к традиционной народной культуре в учреждениях дошкольного образования // Труд ы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. - [ Электронный ресурс]. – URL :https://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-detey-k-traditsionnoy-narodnoy-kulture-v-uchrezhdeniyah-doshkolnogo-obrazovaniya.

2. Макаров А. В., Васильева Л. А. Влияние русской народной сказки на формирование ценностных ориентаций дошкольников// Общество : социология, психология, педагогика. - [ Электронный ресурс]. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-russkoy-narodnoy-skazki-na-formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-doshkolnikov.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 28.08.2013. – М. : Просвещение, 2013. – с. 16.

Публикации по теме:

Формирование нравственных чувств, культуры чтения посредством общения с книгой Формирование нравственных чувств, культуры чтения посредством общения с книгой. «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни,.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников посредством дидактических игр и наглядного пособия «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия» Говорова Наталья.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №14 поселения городского типа Шахтёрск Углегорского муниципального района.

Формирование математических представлений дошкольников посредством занимательного материала в семье Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления,.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством сказок, как одного из жанров детской литературы (слайд 2) «И нельзя без сказок нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще нам найти слова Для любимых деток или малыша» В настоящее время.

Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок Слайд. №2 Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению.

Формирование представлений о семейных ценностях, традициях, посредством русского фольклора у воспитанников. Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным,.

Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств посредством художественной литературы В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически.

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством дактической игры» Изучив литературу следующих авторов: Нечаевой В. Г., Марковой Т. А., Бондаренко А. К., Николаевой Т. А., Новосёловой С. Л., я пришла к выводу,.

Проект «Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством дидактических игр» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения сказок
Опубликовано: 14 октября 2017 в 18:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения сказок» (включая файлы) размещена пользователем красноштанова ирина николаевна (УИ 315189) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД