красноштанова ирина николаевна
Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Красноштанова Ирина Николаевна,
воспитатель,
БДОУ г. Омска «Детский сад №56
комбинированного вида»
Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения русских народных сказок
После развала СССР, отказа от прежней идеологии и коммунистических идей, на рубеже XX-XIX вв. возникла необходимость в поиске идеи, способной объединить российский народ. К сожалению, до настоящего времени политическая, экономическая и интеллектуальная элита не смогла выработать чёткие нравственно-идеологические ориентиры.
Публикация «Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения сказок» размещена в разделах
В качестве «национальной идеи» в разное время называли: духовность, народовластие и державность (академик Г. В. Осипов); Благополучие Человека, Семьи, Народа, Государства (Р. Г. Яновский); инновационное развитие (А. И. Уваров и И. Чубайс, патриотизм (В. В. Путин, религиозность. Как видно, предложенные варианты «национальной идеи» в той или иной мере отсылают нас к многовековой истории и базируются на традиционных для русского народа ценностях : коллективизм, справедливость, нестяжательство, терпение, самоотверженность.
Сохранение и укрепление народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта во все времена являлось основной целью воспитания. Приобщение к духовным ценностям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
ФГОС ДО, определяя содержание и организацию образовательной деятельности, также предполагает усвоение на этапе дошкольного детства норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [3,5].
В связи с этим особую актуальность в период роста национального самосознания в обществе приобретает формирование у дошкольников представлений о традиционных духовных ценностях, характерных для русского народа.
К факторам, влиявшим в России на формирование духовных ценностей у подрастающего поколения, исторически относились:
- воцерковлё нность семьи и общества: религиозное воспитание согласно уставу церкви;
-труд (с 5ти лет) как основа жизни в семье, труд как праздник, разграничение мужского и женского труда, обучение на наглядном опыте у старших членов семьи;
-зрелищно-игровая культура: коллективные игры, забавы, разыгрывание сказок по ролям с помощью тряпичных кукол, сценки народного театра, кукольный театр;
-праздничная культура: праздничные традиции и обряды, чёткий ритм года с чередованием постов и праздников;
-художественное декоративно-прикладное творчество: резьба по дереву, различные вида росписи, изделия из глины, камня, дерева, вышивка, шитьё, плетение кружев и т. п. ;
-музыкальный фольклор: песни, заклички, попевки, колядки, пляски, хороводы, музыкальные игры, колыбельные, пестушки, потешки [1, 175].
Огромное влияние на формирование представлений о традиционных нравственных ценностях по сей день оказывает устное народное творчество: былины, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, прибаутки. Ценностные приоритеты русского фольклора позволяют определить нравственный потенциал ребёнка, помогают осуществлять нравственно одобряемый выбор поведения, образуют внутренний стержень культуры, потребности и интересы личности.
Особую роль в духовно-нравственном воспитании детей отводится русской народной сказке. Фонд русских народных сказок удивительно разнообразен: от предельно простых по форме и содержанию до сказок с острым и захватывающим сюжетом. Положительные герои в русских народных сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки [2, 90].
Рассмотрим наиболее известные русские народные сказки, формирующие представления о традиционных для русской культуры нравственных ценностях.
Сказки о послушании : «Петушок-золотой гребешок» («Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок».
Сказки поощряющие скромность, смирение: «Морозко», «Хаврошечка», «Финист - ясный сокол» (страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической).
Уважительное отношение к старшим: «Летучий корабль», «Молодильные яблоки».
Трудолюбие: «Рукодельница и ленивица», «Репка», «Царвна-лягушка».
Ответственность, забота о близких: «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко».
Находчивость, смекалка: «Каша из топора», «Маша и медведь»,»Вершки и корешки».
Коллективизм, взаимовыручка: «Репка», «Теремок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Крылатый, мохнатый да масляный».
С помощью сказки мы также развиваем у ребенка:
- умение слушать;
- умение познавать;
- умение сравнивать и сопоставлять;
- связную речь;
- память, внимание;
- чувство юмора и т. д.
В своей работе мы используем следующие методические приёмы по приобщению детей к чтению сказок :
• Чтение художественных произведений.
• Беседы по прочитанному.
• Заучивание наизусть.
• Пересказ произведений.
• Выразительное чтение.
• Игры – драматизации.
• Дидактические игры.
• Элементы инсценирования.
• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).
• Театрализованная деятельность.
• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
• Просмотр мультфильмов, фильмов.
• Оформление выставок.
• Использование разных видов театра.
Формы работы :
• НОД
• Кружковая работа.
• Культурно – досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры.
• Свободная от занятий деятельность: экскурсия в библиотеку ДОУ; оформление тематических выставок, макетов, организация «Книжкиной больницы»; проведение «Недели детской книги»; игровая деятельность: (сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, настольно – печатные игры).
В современных условиях развития образования родители должны стать равноправными участниками образовательного процесса, поэтому при формировании у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях активно сотрудничаем с родителями.
Используем следующие формы работы :
• Родительские собрания.
• Индивидуальные консультации.
• Семинары – практикумы.
• Папки – передвижки.
• Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок.
Таким образом, сказки могут стать эффективным средством формирования у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях русского народа.
Литература:
1. Гаспринская А. А. Приобщение детей к традиционной народной культуре в учреждениях дошкольного образования // Труд ы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. - [ Электронный ресурс]. – URL :https://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-detey-k-traditsionnoy-narodnoy-kulture-v-uchrezhdeniyah-doshkolnogo-obrazovaniya.
2. Макаров А. В., Васильева Л. А. Влияние русской народной сказки на формирование ценностных ориентаций дошкольников// Общество : социология, психология, педагогика. - [ Электронный ресурс]. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-russkoy-narodnoy-skazki-na-formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-doshkolnikov.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 28.08.2013. – М. : Просвещение, 2013. – с. 16.