Елена Богуненко
Формирование этических представлений у дошкольников и их родителей в процессе театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек в течение жизни выполняет различные актерские функции. Маленький ребенок, который только начиняет осмысливать окружающую жизнь, с удовольствием демонстрирует, как выглядят гуси-лебеди, как передвигается неуклюжий косолапый медведь или резвый зайчик. А став взрослым, каждый из нас вынужден не раз перевоплощаться, выступая в роли участника семерной игры, выполняя реальные действия продавца, учителя, врача т. д.
Публикация «Формирование этических представлений у дошкольников и их родителей в процессе театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2017
Актеры, в отличие от людей иных профессий, перевоплощаются осознанно, а значит, управляют процессом, если можно так выразиться, «влезания в шкуру» другого. Дети, как известно, любят актерствовать; при этом у них формируются коммуникативные навыки, умение видеть мир и себя со стороны. Цель театрализованной деятельности - помочь детям стать гибкими в общении, научиться находить нестандартные решения в различных ситуациях, раскрывать свой творческий потенциал, снять накопившееся напряжение.
Постигая технику актерской работы, дошкольники занимаются тренингами сценического движения, выполняют различные упражнения по правильному дыханию, дикции и артикуляции, знакомятся с приемами постижения и выражения художественного образа.
Таким образом, театрализованная деятельность является одним из важных средств развития личности ребенка, его интеллекта, речи, памяти, эмоциональной отзывчивости. К школьному обучению дети, которые целенаправленно занимались театром, показывают лучшую успеваемость, в том числе благодаря именно развитию произвольного внимания, памяти, навыков выразительного чтения.
В процессе театральных занятий дошкольники знакомятся не только с языком и эстетикой театра, но и с такими важнейшими категориями, как прекрасное и безобразное: исполняя разные роли, они должны передавать поступки и поведение разных героев, в том числе добрых и злых. Расширяя художественный опыт детей, их знакомят с основными понятиями театрального искусства, а также с особенностями театральной архитектуры. Дошкольники узнают, какие существуют театральные здания, чем они выделяются от остальных общественных построек, рассматривают изобра-жения известных театров.
В детском саду, в процессе театрализованной деятельности решаются и этические задачи, которые возникают на разных стадиях занятий с детьми. Они могут возникать тогда, когда дети только приступают к освоению премудростей «театральной азбуки», и тогда, когда происходит распределение ролей.
Театральные занятия требуют от детей немалых усилий, особенно на начальном этапе, когда они начинают постигать азы актерской профессии. И нельзя дать гарантию того, что их первые шаги всегда будут успешны-ми. Так, при тренинге дикции, во время многократных повторений скоро-говорок отдельные дети допускают обмолвки, которые вызывают у товарищей смех. Если такая реакция возникает один раз, ее нетрудно погасить укоризненным взглядом, направленным в сторону тех, кто смеялся, «знаком тишины» (палец, приложенный к губам). Но, если подобная реакция становится нормой поведения, с ней необходимо достаточно долго бороться, формируя у детей правильные этические нормы во время занятий.
Одним из результативных приемов может оказаться просьба, обращенная к тому, кто смеялся над товарищем: «Попробуй сам выполнить это задание без ошибок!». Нередко выясняется: тот, кто смеялся над своим «коллегой по театру», тоже ошибается! И это открытие снимает вопрос не-корректного поведения на занятии. При завершении выполнения задания насмешником следует повторить: «Вы все начинающие артисты. Вы еще только учитесь все выполнять правильно».
Второй прием - просьба педагога, обращенная к тому же насмешнику: «Если ты сам уже достаточно хорошо умеешь выполнять задание, то помоги товарищу научиться правильно выговаривать нужный текст». Подобные поручения не только развивают верное понимание чувства коллективизма, единства действий, но и не дают развиваться возможному соперничеству.
Следующий этический момент, который следует держать под постоянным контролем, касается распределения ролей в преддверии работы. В профессиональном театре существует закон : распределением ролей занимается режиссер и его приказы не обсуждаются. Но в детском коллективе следует прибегать к более корректным решениям. Например, несколько детей выражают желание исполнить роли главных героев, и никто не хочет играть в эпизодах. В подобном случае руководителю следует настроить их на то, что все роли важны, что успех постановки зависит от того, как складывается ролевой ансамбль - согласованность всех исполнителей независимо от «веса» их ролей в сюжете. В этом случае уместно выглядит обращение к классическим театральным поговоркам типа «Не бывает маленьких ролей, есть маленькие актеры» или к рассказам о том, что некоторые известные исполнители значительную часть своей жизни играли в эпизодах, но их появление на сцене всегда сопровождается аплодисментами зрителей: настолько талантливы актеры вторых ролей.
Еще один момент регулирования этической ситуации связан с многократными повторами одних и тех же физических действий, одних и тех же речевых упражнений, что для дошкольников может показаться утоми-тельным. И бывает так, что кто-то вслух выразит свое недовольство: «Сколько раз можно повторять одно и то же!». Накопленный детьми опыт театральных действий позволяет преодолеть отрицательные эмоции, пере-ведя их в положительные впечатления. Как правило, подобные высказыва-ния встречают неизменные возражения, которые произносят другие участники театрального коллектива : «Ведь мы должны хорошо спектакль сыграть. Ведь мы должны научиться все делать правильно. Ты же хочешь, чтобы спектакль получился!». Подобные высказывания свидетельствуют о стремлении самих детей найти выход из конфликтной ситуации, не прибегая к вмешательству педагога.
Наряду с важнейшими задачами, актерскими и педагогическими, воспитателю в ДОУ приходится также решать и задачи этического плана, которые касаются родителей юных актеров.
В настоящее время многие мероприятия, которые проводятся в ДОУ с присутствием родителей, приходится начинать с традиционного обращения: «Уважаемые гости, мамы и папы, просим вас на время выключить звук ваших мобильных телефонов, чтобы не отвлекать детей во время постановки, воздержать от кино и фотосъемки». Бывает и так, что кто-то из мам начинает со своего места чересчур экспрессивно посылать дочке знаки привлечения внимания: «Таня, я здесь!». Реакцию девочки трудно предсказать. Хорошо, если она обрадуется и сыграет свою роль успешно от удовольствия, что на нее смотрят родные и гордятся ею. А если начнет оглядываться (откуда зовут, смешается, допустит ошибку в тексте или действии, зажмется и, как результат, выступит неудачно? Кого в этом случае винить? Порой случаются ситуации и еще более, скажем так, неделикатные. Так, фотографируя, иной родитель считает в порядке вещей гром-ко произнести: «Вася, повернись, чтобы тебя было видно!». А Вася в этот момент выполняет ответственную часть своей роли, и такая команда запросто может сбить его с настроя.
Поэтому перед показом постановки приходится обращаться к празднично настроенным мамам и папам еще и с такой просьбой: «Мы не против того, чтобы вы сфотографировали, как ваш сын или дочка принимает участие в празднике. Но постарайтесь сделать это тактично, чтобы не сбить их с верного творческого настроя. Иногда ваш резкий выкрик с места: «Поверни голову, я тебя сфотографирую!» может оказать юному артисту плохую услугу. Выход прост: фотографию можно сделать в конце постановки, когда все ее участники завершили выступление и под аплодисменты зрителей выходят на поклоны, довольные собственным успехом.
Другая сторона неверного родительского отношения к театральным занятиям детей - их завышенное мнение насчет способностей сына или дочки. Бывают случаи, когда родители требуют, чтобы их чаду дали главную роль. Тут не действуют уговоры о том, что мальчик или девочка де-лают лишь первые шаги, что не следует форсировать их успехи, которые, конечно же, будут отмечены, но со временем. Когда подобные разъяснения не помогают, приходится обращаться к ребенку с просьбой продемон-стрировать его данные перед мамой: «Хорошо, повтори хотя бы первую фразу.». Как правило, мама убеждается, что ребенку надо тренировать память, умение выразительно читать и т. п. Важно завершить такую встречу на нотке дружелюбия. Конечно же, любой ребенок развивается и непременно получит достойные роли для исполнения. А пока у него пора накопления новых умений и навыков, которые будут реализованы.
В процессе работы над спектаклем, по отношению к родителям не надо жалеть поощрений, например вручения благодарственных писем родителям, которые нашли в себе силы поддержать театральный коллектив. Помогла чья-то мама отвести детей на выступление участников ежегодного смотра - вручаем ей благодарственное письмо от ДОУ. Принес чей-то папа рыболовную сеть, которая пригодилась в оформлении военной сцены, - пусть и ему сын принесет благодарственное письмо.
Из вышесказанного, очевидно, что некоторые поведенческие моменты, возникающие у родителей во время работы с их детьми, требуют вмешательства со стороны педагогов. Но на этом фоне более ценным выглядит развитие творческих способностей детей. И, конечно, понятно: ряд ситуаций, которые возникают во время театральных занятий с дошкольниками, настоятельно требуют регулирования педагогом. Использование описанных методических приемов поможет воспитателю достойно выйти из них.