Лариса Ткаченко
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
Тема: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств
Цель: использование дидактического пособия «Математические чудеса» в индивидуальной работе со старшими дошкольниками
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств» размещена в разделах
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Задачи:- познакомить педагогов с приемами использования нетрадиционных дидактических средств при формировании элементарных математических представлений в индивидуальной работе с дошкольниками;
- вызвать интерес у участников мастер – класса к изготовлению и использованию нетрадиционных дидактических средств при организации непосредственно- образовательной деятельности;
- развивать творческую активность педагогического коллектива
Теоретическая часть.
Уважаемые коллеги!
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры с применением нетрадиционных дидактических средств как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение дошкольника. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников :
1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.
Игры с нетрадиционными дидактическими средствами включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Практическая часть.
- У меня зазвонил телефон
- Кто говорит?
- Художник Самсон. Я нарисовал картины для вашего детского сада!
- Спасибо! Мы очень рады! Хорошие картины нужны детскому саду!
И вот принесли посылку. Картины я разложила, но художник Самсон что-то напутал в них! Давайте посмотрим.
Участникам предлагается расположить детали картин в правильном порядке.
- А потом позвонили змеи! Да как в трубку зашипели:
- Я сссамая длинная! Нет, я сссамая длинная!
- Погодите, змеи, не шипите! Объясните, чего вы хотите? Кстати, а вы не ядовитые?
Змеи отвечают:
- Нет, мы, змеи – математические. Никого не кусаем, а только считаем, считаем, считаем.
И вот змеи приползли, и попросили нас определить - кто из них самая длинная?
Но первая свернулась клубком, вторая изогнулась крючком и только третья лежит ровно. Как же нам их сравнить?
Участникам предлагается сравнить «змей» по длине способом приложения, а также определить длину каждой «змеи», посчитав, части из которых они состоят.
- А потом позвонила Елена Премудрая и говорит:
- Здравствуйте! Я целый день думала, кто мне может помочь волшебный сундучок открыть? Я в сундучок для вас угощение спрятала, а хитрый Кощей поставил замки с шифром!
Участникам предлагается поместить прищепку с цифрой в соответствующий сегмент на тарелочке. Для усложнения можно изменит количество фигур в любом сегменте.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.