Людмила Васильченко
Формирование математических представлений дошкольников посредством занимательного материала в семье
▼ Скачать +Заказ
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике мысли. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развивать стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Публикация «Формирование математических представлений дошкольников посредством занимательного материала в семье» размещена в разделах
Использование занимательного математического материала в обучении старших дошкольников математике, при правильно организованном педагогическом процессе в дошкольном учреждении, способствует математическому развитию и подготовке к обучению в школе. Только эмоционально окрашенная деятельность хорошо воспринимается и запоминается. Интерес детей к математике значительно повышается, если воспитатель удачно использует разнообразный занимательный математический материал.
Приобщая детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу, необходимо решить ряд педагогических задач. Необходимо познакомить родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим воздействием, методикой руководства соответствующей детской деятельностью. Воспитатель должен на примерах знакомить родителей с педагогическими положениями о развивающем влиянии игр с занимательным математическим материалом.
Известно и неоспоримо, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он, играя, может решить более трудную задачу, чем на занятии. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания воспитывают у детей способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Игровая ситуация с элементами проблемности, присущими занимательной задаче, интересна детям старшего дошкольного возраста. Желание достичь цели - составить фигуру, модель, дать правильный ответ, получить желаемый результат - стимулирует активность, проявление нравственно - волевых усилий - преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата. Всё это формирует характер ребёнка – дошкольника, будущего ученика первоклассника. Занимательные задачи, игры на составление фигур силуэтов, головоломки способствуют становлению таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Это и умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути и способы её решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними, оценивать полученный результат.
Однако достичь таких вершин невозможно, если нет поддержки в этом вопросе семьи. Родители должны понимать, что усилий одного только детского сада, его воспитателей, пусть даже самых высококвалифицированных специалистов, недостаточно. Важно работу с родителями и детьми вести одновременно. Нужно обеспечить разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучение их способам поиска ответа, решения. Именно родители дома могут помочь своим детям осознать, что в каждой из занимательных задач заключена какая - либо хитрость, забава, выдумка. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Формы и методы работы с родителями по данной проблеме могут быть разнообразными: тематические родительские собрания, беседы, консультации, просмотр занятий и игр детей, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике, пропаганда знаний о роли занимательного материала. Начать целесообразно со знакомства родителей с занимательным математическим материалом. Воспитатель подчёркивает игровой его характер, перечисляет виды игр и упражнений, указывает на значение занимательного материала для всестороннего развития детей и для подготовки их к обучению в школе. Родителей необходимо ознакомить с показателями готовности к школе. В беседе с ними занимательный материал можно представить как одно из средств такой подготовки. Важно показать его воздействие на старших дошкольников при соответствующем руководстве со стороны взрослого. Уместно рассказать о том, как учить детей воспринимать умственную задачу в форме игры. Воспитатель доказывает, что в руководстве деятельностью детей важна опора на наглядность, яркость, привлекательность. Методически недопустимо сообщать детям готовых ответов, но возможны частичные подсказки. Кроме того, крайне неверно, скорее вредно высказывать порицания, недовольства со стороны родителей в играх с детьми. Тогда как одобрение, поощрение ребёнка важно и необходимо.
Знакомя родителей с приёмами руководства играми, методикой их проведения, воспитатель подчёркивает, что именно соблюдение этих правил приведёт к положительному результату. Кроме того, родители могут принять участие в математических праздниках и других развлечениях. Оно может выражаться в подготовке костюмов, декораций и так далее. Тем самым собственным примером мамы и папы показывают увлекательность и увлечённость занимательной математикой.
Таким образом, дома родители могут использовать альбомы по математике «Учимся считать», «Математические ступеньки» и собственного изготовления для занятий с детьми. Это способствует формированию у родителей творчества, изобретательности, повышения их педагогической культуры. Только совместными усилиями, осуществляя взаимную тесную связь детского сада и родителей, можно добиться необходимого уровня математической подготовки детей к школе средствами занимательной математики. Взрослые иногда забывают, что сложные вещи можно преподнести в такой увлекательной форме, что ребёнок будет просить позаниматься с ним ещё и ещё.