Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия по развитию речи. Чтение чувашской народной сказки «Мышка Вострохвостик»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Воспитывать эмоционально-образное восприятие произведения.
Учить осмысливать идею; уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки; учить осознавать и объяснять смысл пословиц.
Развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения; развивать умение анализировать ситуацию.
Формировать навыки творческого рассказывания.
Стимулировать желание помочь герою сказки.
Словарная работа: ладья, березовая лычка.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Чтение чувашской народной сказки „Мышка Вострохвостик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Мышь. Все о мышках для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
Материал. Плоскостные фигурки героев сказки, тонированная бумага, цветная бумага, клей, кисточка, салфетка (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Знакомство с татарской сказкой «Три дочери», с нанайской сказкой «Айога», с русской народной сказкой Крошечка-Хаврошечка».
Воспитатель. - Дети, сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить свои любимые сказки и познакомиться с новой сказкой. Предлагаю вам совершить путешествие в страну сказок. Только без волшебных слов нам никак не обойтись.
Слышится голос из-за двери.
- И без меня тоже.
Воспитатель подходит к двери
- Кто здесь? Выйди, не ленись, всем ребятам поклонись.
Воспитатель выходит за дверь надевает шаль и входит в группу Сказочницей. Сказочница здоровается с детьми и говорит, что с удовольствием проведет их в Страну сказок.
Сказочница. – Я буду произносить волшебные слова, а вы повторяйте за мной:
Бим – бом, бим – бом, в сказку мы сейчас войдем.
Тик – так, тик – так, я скажу и будет так.
Сказочница. – И так, мы в сказке, но в какой? Отгадайте.
А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
- Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
Дети отгадывают загадку. (Татарская сказка «Три дочери».)
Сказочница. Задание сложное будет сейчас,
Ответить сумеет лишь тот из вас,
Кто сказки русские читает
И нечего не забывает.
Коровушка - матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ:— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.
Дети отгадывают загадку. (Русская народная сказка «Крошечка – Хаврошечка)
Сказочница. - Новая загадка, слушайте, ребятки.
- Принеси воды, дочка!
Дочка отвечает:
- Я в воду упаду.
- А ты за куст держись, - говорит ей мать.
- Куст оборвется, - говорит дочка.
- А ты за крепкий куст возьмись.
- Руки поцарапаю…
Говорит дочке мать:
- Рукавицы надень.
- Изорвутся, - говорит дочка. А сама все в медный таз смотрится - какая она красивая!
Дети отгадывают загадку. (Нанайская сказка «Айога»)
Воспитатель. – Ребята, о каком человеке можно сказать, что он настоящий друг?
- Как вы понимаете пословицу: «Плохи друзья, коли до черного дня?» О ком в ней говорится?
-Верно, эта пословица о ненадежных людях, которых нельзя назвать друзьями. Случись беда, и они не придут на помощь, а отвернутся от вас.
Воспитатель. – Знаю я один секрет, рассказать вам или нет?
Дружно хлопайте в ладоши,
Повторяйте хором счет,
И одна из новых сказок
В этом зале оживет.
Раз, два, три- сказка в гости
К нам приди.
Послушайте внимательно чувашскую народную сказку «Мышка Вострохвостик», о после скажите, о настоящих ли друзьях в ней говорится.
Чтение чувашской сказки «Мышка Вострохвостик». После чтения проводится физкультурная пауза.
Физминутка. Хоровод «Дружба-это не пустяк»
1. По реке лесной народ
На кораблике плывет.
Мы увидим много стран,
С нами мышка капитан.
Мышка. Выходите волк с лисой,
Попляшите вы со мной
Вот так и вот так
Знаем дружба не пустяк.
2. По реке лесной народ
На кораблике плывет.
Мы увидим много стран,
С нами мышка капитан.
Мышка. Выходи Медведь большой,
Потанцуйте-ка со мной.
Зайка, тоже выходи,
Как мы пляшем погляди.
Вот так и вот так
Знаем дружба не пустяк.
После физминутки проводится беседа.
Воспитатель. - Дети, давайте разберемся, что же случилось с мореплавателями? Как вы думаете, стали ли звери настоящими друзьями Мышке Вострохвостик?
Дети. Все звери между собой перессорились, мышка напугалась, хвостиком вильнула, парус повалила и корка затонула.
Воспитатель. – Почему же арбузный кораблик затонул?
Дети. – Потому что звери стали ругать мышку, что она во всем виновата.
Воспитатель. – А почему все звери стали ругать мышку?
Дети. – Потому, что они больше и сильнее мышки.
Воспитатель. – Да, они забыли, что где дружба и совет там промахов нет.
- Что в этой истории вам кажется сказочным?
Дети. - Путешествие на арбузной корке.
Воспитатель. - О чем мечтала Мышка? Как она говорила о своем путешествии?
Дети. - Мышке хотелось путешествовать, побывать в неведомых краях.
Воспитатель. – Ребята, вы сейчас познакомились с чувашской сказкой «Мышка вострохвостик». А какую русскую народную сказку вам напоминает чувашская сказка?
Дети. - Теремок.
Воспитатель. – Как заканчиваются эти сказки?
Дети. – Теремок сломался, а арбузная корка утонула. Мышка осталась одна ждать новых друзей.
Воспитатель. – Какой конец у чувашской сказки?
Дети. – Сказка заканчивается грустно.
Воспитатель. – Построила мышка Вострохвостик себе новую норку. Каждый день, как прежде, садилась она у входа, грызла зёрнышки и поглядывала на реку. Смотрела, как по реке к далёким берегам плывут ладьи под парусами. И досадно было мышке, что друзья помешали ей побывать в неведомых краях. С тех пор мышка Вострохвостик надеется найти себе верных друзей. Сидит она изо дня в день у норки и мечтает, как отправится на кораблике в новое путешествие. Как же помочь мышке?
Воспитатель выслушивает ответы детей и делает обобщение.
Воспитатель. - Давайте построим мышки Вострохвостик кораблик, чтобы она больше не путешествовала на арбузной корке. Ведь на кораблике путешествовать безопаснее.
Дети. – Давайте.
Воспитатель. – Ребята, корпус корабля похож на геометрическую фигуру трапецию. А как из прямоугольника получить трапецию?
Дети. – Нужно прямоугольник сложить пополам и срезать углы.
Воспитатель. – Из каких геометрических фигур состоит труба?
Дети. – Из прямоугольника. Нужно взять квадрат сложить пополам и по линии сгиба разрезать.
Воспитатель. – Из каких геометрических фигур состоят иллюминаторы?
Дети. – Из кругов. Нужно прямоугольник сложить гармошкой получится квадрат, и срезать, закругляя уголки.
Воспитатель. – Правильно, вы все знаете. А теперь самостоятельно вырезаем, и все детали корабля наклеиваем на лист бумаги. Приступайте к работе.
Дети самостоятельно выполняют аппликацию «Корабль».
Воспитатель в конце занятия обращает внимание детей на корабль.
Воспитатель. – Ребята, посмотрите, какой замечательный у нас получился корабль. Давайте его подарим мышке Вострохвостик.
Дети сажают мышку Вострохвостик на корабль.
В конце занятия воспитатель спрашивает у детей, какую новую сказку они узнали и как помогли мышке Вострохвостик.