мария стрыгина
Формирование экологических представлений у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Стрыгина Мария
«Формирование экологических представлений младших дошкольников»
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Почему эта проблема стала актуальной? Причина в деятельности человека, часто безграмотной, расточительной, ведущей к разрушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто приносит вред природе, был когда-то ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста. Воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ являются направлением экологического воспитания дошкольников. Мною был замечено, что дети в младшем дошкольном возрасте больше интересуются животными, чем растениями, реагируют на взаимодействие с ними. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки. Я привлекаю их внимание к растениям с помощью загадок, экологических сказок, потешек, поговорок, которые легко входят в жизнь народа. Стала больше обращать внимание детей на экологоразвивающую среду, созданную в учреждении, на ознакомление с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего года. Использую эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам. Провожу праздники, досуги, походы в природу, вызывающие яркий эмоциональный отклик.
Публикация «Формирование экологических представлений у младших дошкольников» размещена в разделах
В работе по экологическому воспитанию детей применяю разнообразные методы и приемы.
Наблюдения во время прогулки
Знакомлю детей с деревьями и кустарниками на участке детского сада, провожу экскурсии по экологической тропе, наблюдения за объектами неживой и живой природы. Ежедневно наблюдаем за погодой, за ее явлениями сезонными изменениями (осенью – учимся любоваться красотой осенних деревьев и цветов, необыкновенной раскраской листьев, великолепием осеннего ковра, листопадом, первые заморозки, постепенное похолодание, моросящие дожди…; зимой наслаждались первым снегом, любовались красотой снежинок, познакомились с природными явлениями такими как мороз, вьюга, лед, иней, сосульки, обратили внимание на то, что солнце совсем не греет; весна – время пробуждения природы и здесь раздолье для наблюдений и открытий – это и первая капель, таяние снега, ручейки. Набухание почек и появление листочков, первая травка и цветы, появление насекомых, звонкий гомон птиц приводит в восторг детей 3-4 лет; лето – самый благоприятный и удивительный период для познания природы, окружающего мира и экспериментов.
Игра
Экологическая игра способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний; в процессе игры многие сложные явления расчленяются на простые и наоборот. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. В работе с младшими дошкольниками большое значение имеют дидактические игры (используя натуральные предметы природы, карточки с изображением растений и животных, сюжетно-ролевые игры, творческие игры с использованием природных материалов, игры- эксперименты (с водой, песком).
Беседа
Беседа с детьми – одна из важных форм привлечения внимания младших дошкольников к проблемам экологии. Беседа – диалог воспитателя и детей. Беседа разъясняет нормы и правила поведения, формирует представления о важных жизненных ценностях. Беседу можно проводить в любое время деятельности: на занятиях, в свободное время. На прогулке. Для ее проведения использую целый комплекс методов: игры. Обсуждения. Чтение произведений писателей, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание репродукций произведений живописи. Загадки. Содержание тем на экологическую тематику должно быть понятным для данного возраста. Поэтому я использую иллюстративный материал. Важно добиться у дошкольников эмоционального отклика на содержание беседы. Поэтому я даю возможность высказаться всем желающим детям. Все это способствует формированию у детей экологических представлений.
Чтение художественной литературы
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Наши поэты и писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. Если малыша с ранних лет окружают добро и ласка, то у него возникает желание беречь и любоваться всем живым. Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки. После чтения произведений организовываю беседы, задаю вопросы, разыгрываем сценки, придумываем продолжение, создаем свои книги.
Художественное творчество
Занятия художественным творчеством могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Без эстетически направленного восприятия в процессе общения детей с природой, и готовность к элементарному, но в то же время ответственному практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.
Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
В содержание занятий по художественно-эстетической деятельности целесообразно включать знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения, продукты творческой деятельности на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.
Очень хочется верить, что многое зависит от нас. Детей с первых шагов нужно учить любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, ответственность за нее.