Татьяна Павлихина
Формирование этнокультурной компетентности у дошкольников посредством изучения и создания народной куклы
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определё нную функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
В наше время, когда в магазинах есть куклы на любой вкус, традиция делать куклу своими руками исчезла. Постепенно меняется и отношение детей к кукле – она становится еще одним предметом среди пылящихся на полках вещей. Куклу перестают одушевлять, ею просто манипулируют. Появляются куклы с неестественной внешностью, куклы симбиозы образа человека с животным, куклы с ярким, кричащим макияжем и гипертрофированно женской внешностью. Все это ведет к проблемам в духовном воспитании детей.
Единственное место, где еще остался маленький островок нравственного подхода к процессу игры ребенка с куклой – это детский сад.
Но и здесь нас ждут достаточно серьезные проблемы:
- недостаточно методического и игрового материала по народной кукле;
- низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме;
- недостаточно сформировано творческое взаимодействие между родителями воспитанников и детским садом.
- в дошкольной педагогике нет разработанной современной модели работы с народными куклами.
В связи с этим мы решили разработать эффективную систему работы по развитию интереса детей к русской народной культуре и народной кукле.
Для этого мы поставили следующие задачи:
1) расширять знания детей о культуре народа (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки);
2) познакомить детей с историей возникновения народной куклы (виды кукол, технология изготовления);
3) учить изготавливать народных кукол;
4) развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение;
5) развивать речь детей, расширять словарный запас;
6) воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду.
Мы рассчитываем, что в результате решения поставленных задач, получим следующие результаты.
1) Повысится интерес детей к народной кукле и народным традициям;
2) Расширятся знания детей о народной кукле.
3) Сформируется интерес к изготовлению простых кукол.
4) Улучшится творческое взаимодействие с семьями воспитанников в ходе реализации поставленных задач.
5) Сформируются у детей навыки бережного отношения к результатам своего и чужого труда.
Индикатором, позволяющим оценить ход реализации разработки является высокий уровень развития у детей интереса к народной кукле и народным традициям.
Глава 1. Роль народной куклы в этнокультурном воспитании до-школьника
Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Сохранение, восстановление и приумножение богатств народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.
Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но и одновременно и самое доступное произведение искусства. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Ребенок действует с куклой так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания.
Игры в куклы, таким образом, играют серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Тряпичные куклы – это куклы, при изготовлении которых используются старинные техники и технологии. Традиционных тряпичных кукол можно разделить на следующие виды: куклы – обереги, игровые куклы и обрядовые куклы.
Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству. На Руси игрушки имели серьёзное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. О народной культуре можно в специальной литературе найти немало материала, а о кукле народов Нижегородского Поволжья – русских, мордвы, марийцев, чувашей – почти нечего. Так чем же играли маленькие нижегородские дети? Кто делал кукол в нижегородской деревне? Вероятно сами дети и бабки, на чьих плечах лежало воспитание подрастающего поколения (родители были заняты работой). В сёлах сельские детишки вертели себе кукол из тряпочек и лоскутков, ничем не сшивая их. У фигурок имелись только голова и подолы; головы от туловища отделялись нитками, поверх повязывали платочек. Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на «попечение» кукол, зная, что ничего дурного с ними не произойдет. Дети при деле. Таким образом, игрушки выполняли еще и роль оберега.
Глава 2. Технология формирования этнокультурной компетентности у дошкольников посредством изучения и создания народной куклы
На первом этапе нами была изучена и проанализирована литература по теме, определены объемы материала, сроки, направление по теме. Была сформирована необходимая материально-техническая база и развивающая предметная среда (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, конспекты занятий, с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях.
Итоги первого этапа: формирование у детей интереса к ознакомлению с историей своего народа, через родителей формирование у детей желание знакомиться с народными куклами и их изготовлением. Были проведены следующие мероприятия:
1. Родительское собрание «Народная кукла в играх современных детей».
Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации работы по теме «Создание народной куклы». (Сентябрь)
2. Экскурсия в библиотеку. Поиск материала по созданию народной куклы и беседа с библиотекарем на эту тему. (Сентябрь)
3. Экскурсия в Сахалинский художественный музей на выставку кукол. Поиск материала по созданию народной куклы, знакомство со старинными предметами быта. (Октябрь)
4. Индивидуальная работа с родителями.
Вовлечение родителей в изготовление альбомов, схем, чертежей по изготовлению на-родной куклы (Кубышка-травница, Кувадка, Берегиня дома, Младенец-полено, Столбушка, Ангел, Колокольчик, Стригушка, Покосница, Помощница, Кукла на ложке, Кормилка вепсская, кукла на счастье, Веснянка) (Октябрь - январь)
На втором этапе - основном - мы приступили к изготовлению народных кукол, изучению приемов игры с ними и связанных с куклами народных примет, обычаев, праздников.
Для этого нами было разработано комплексно-тематическое планирование на 2 года – старшую и подготовительную группы (Приложение1, 2).
Знакомство и изготовление народной куклы приурочено к календарным циклам: природным сезонам и народным праздникам. Таким образом, кукла стала использоваться в жизни детей в детском саду и органично вплелась в собственный опыт ребенка. Например, встречая весну, делается кукла Веснянка, которая «участвует» в закличках весны. Создавая свою незатейливую куколку, дети имеют возможность усваивать символы. Весна – это молодость, а коса у куклы – сила жизни, чем толще ее сделать, тем больше силы. Красный цвет – символ жизни и плодородия. Желтый – тепла, рождения, зеленый – здоровья, молодости. Синий цвет – чистоты, черный – силы, власти. Через такой подход изготовление кукол не только приобретает определенный смысл, но и выстраивается в систему представлений о мире, поскольку знание, не опосредованное опытом, является мертвой информацией, а уж тем более не имеет никакого отношения к самосознанию ребенка.
Методика ознакомления с народной куклой включает обязательный рассказ о том, что означает кукла, почему ее так называют, где ее используют. Изготовление куклы сопровождают отдельные фольклоры народов России и Урала : колыбельные песни, заговоры, сказки, хороводы, заклички, обряд славления. Основы фольклорного материала – русское народное творчество, так как большая часть семей идентифицирует себя с русской культурной традицией.
В фольклоре сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя воспитанников с жанрами народного творчества, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Разработанное нами тематическое планирование отличается тем, что изготовление народных кукол наполнено смысловым содержанием и включает в себя не только технологию создания куклы, но и взаимосвязь ее с бытом, с традициями, с приметами русского народа.
Выводы
По результатам работы по созданию и изучению народной куклы стало понятно, что знакомство с историей народной куклы и технологией её изготовления, необходимо начинать с детского сада. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно изготовить без иглы и ножниц. Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобрели необходимые трудовые навыки, у них начал формироваться хороший вкус.
Занятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной куклы, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России.
В процессе работы над методической разработкой сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников, в работе были задействованы 90% родителей и детей группы, значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по проблеме, пополнилась и обновилась предметно- развивающая среда группы. Завершающим этапом работы стала выставка народных кукол, изготовленных не только из ткани, а так же из других материалов «Куклы наших бабушек».
Важнейший индикатор, позволяющий оценить результативность работы, был достигнут:
- Уровень развития у детей интереса к народной кукле и народным традициям повысился с 23% до 87%.
Литература.
1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.
2. Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
3. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007
4. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
5. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
6. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
7. Ирина Богданова «Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки»/ Сибирская Благозвонница, 2010г.
8. Москин Д., Яшкова Т. “Загадка народной куклы”. - Петрозаводск: Периодика, 2010.
9. Лариса Яковлева “Куклы на все времена”.