Мария Закаляпина
Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
*Содержание работы с детьми
Исследования показывают,что для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ необходимо внедрение специальной педагогической технологии,включающей коррекционно - педагогическую и воспитательно - образовательную работу с детьми,организацию специальных методических мероприятий для педагогов и просветительскую деятельность для родителей.
Публикация «Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни,» размещена в разделах
Особенностью предлагаемой технологии является работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ.
Содержание работы по формированию
представлений дошкольников о ЗОЖ :
1. Формирование когнитивного компонента представлений
-Образовательная работа с детьми (сообщение новых сведений,закрепление представлений,умений,навыков)
-Развивающая работа с детьми (развитие способности к установлению причинно - следственных связей между здоровьем и образом жизни)
2. Формирование поведенческого компонента представлений
-Воспитательная работа с детьми (формирование мотивации и потребности в ЗОЖ,профилактика негативного поведения)
Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принцепы:
*Принцип научности и достоверности - содержание сведений,предлагаемых дошкольникам,должно быть основано на научных фактах,личном опыте и чувственных ощущениях детей.
*Принцип доступности - предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.
*Принцип наглядности и занимательности - образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.
*Принцип природосообразности - формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников определены на основе целостного психолого-педагогического знания о ребёнке,особенностях развития его познавательной деятельности.
*Принцип индивидуально-дифференцированного подхода - педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребёнка и группы в целом.
*Принцип комплексного и интегративного подхода - формирование представлений о ЗОЖ осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов,предполагается использование различных видов и форм работы с детьми,педагогами и родителями,завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.
*Принцип активности и сознательности - формирование субъективной активности ребёнка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения,направленного на укрепление здоровья.
Условиями эффективной работы с детьми по формированию элементарных представлений о ЗОЖ являются :
*доступность сообщаемых сведений о биологических,социальных,экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;
*соблюдение принципов наглядности,последовательности,систематичности,постепенного усложнения материала;
*реализация воспитательно - образовательной работы с опорой на предметно - практическую и продуктивную деятельность дошкольников,обогащение их чувственного опыта,развитие умений наблюдать,анализировать,обобщать,устанавливать причинно - следственные связи между событиями;
*использование различных заданий и упражнений с учётом особенностей внимания,памяти,мышления и речи старших дошкольников;коррекция этих психических процессов в ходе формирования представлений о здоровом образе жизни;
*определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные со взрослым действия,подражание,образец,обобщённая словесная инструкция,расчленённая словесная инструкция).
Реализацию педагогической технологии формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников осуществляется в трёх направлениях.
Первое направление"Я-человек. Что я знаю о себе?"
Цель. Формировать представления детей о человеке как живом существе;об условиях,необходимых ему для жизни;об особых потребностях человека;о внешнем строении человека,органах чувств,некоторых внутренних органах;о различных состояниях и чувствах человека;о здоровье и болезни.
Основное содержание. Человек - живое существо,обитающее на земле. Внешнее сходство людей,их различия по возрасту,полу,росту,телосложению,цвету волос,глаз и т. д.
Для жизни человеку,как всем живым существам,нужны воздух,вода,пища,тепло,пространство. У человека есть особые потребности в жилище,общении с другими людьми,психологическом комфорте,познании.
У каждого человека есть имя,фамилия,он живёт рядом с родителями и другими близкими людьми. Человеку необходимо,чтобы его любили родные люди.
В начале своей жизни каждый человек является ребёнком и отличается от взрослых. Ребёнок растёт,учится общаться со сверстниками,развивается,познаёт мир.
Для знакомства с окружающим миром необходимы органы чувств. Внутри человека находятся органы,которые помогают ему дышать,есть,перемещать кровь по организму,двигаться. Признаки здоровья и болезни человека.
Второе направление"Образ жизни человека и здоровье"
Цель. Формировать представления детей об образе жизни человека;о ритмичности жизнедеятельности,режимных моментах,организации дня в детском саду,отдыхе,досуге;о психологическом комфорте,о зависимости здоровья от образа жизни.
Основное содержание. Условия жизни ребёнка включают климатические условия,место проживания,бытовую обустроенность,психологическую ситуацию в семье и в детском саду.
Деятельность ребёнка как игровая и учебная,двигательная подвижность,общение,бытовые взаимоотношения.
Деятельность каждого человека происходит в определённых условиях жизни и зависит от них. На здоровье человека влияют чистота тела,одежды и жилища,полезное питание,сон,отдых,прогулки,проветривание помещений,занятия физической культурой,закаливание,психологический комфорт.
Потребности человека и их реализация. Ритмичность жизнедеятельности. Режимные моменты. Распорядок дня в д/с и дома. Распределение и выполнение обязанностей в семье. Общение с другими людьми.
Влияние образа жизни на здоровье.
Третье направление"ЗОЖ в условиях большого города"
Цель. Формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе;о факторах окружающей среды,оказывающих особое влияние на здоровье человека;формирование поведения,способствующего ЗОЖ.
Основное содержание. Факторы окружающей среды большого города,влияющие на здоровье человека :состояние воздушного бассейна,шум,большое количество людей,интенсивные транспортные потоки,территориальная удалённость значимых для человека объектов в городе,дефицит времени,рекламное пространство,недостаток общения.
Значение растений для жизни человека в большом городе. Защитные функции растений. Лекарственные растения. Влияние природных факторов на здоровье человека. Выбор места для прогулки.
Правила поведения на улице и в транспорте. Безопасный переход улицы. Встречи с незнакомыми людьми и животными на улице. Безопасное поведение на игровой площадке.
Безопасное поведение дома.
Укрепление здоровья с помощью закаливания,санитарно - гигиенических процедур,гимнастики для глаз,дыхательных упражнений,полезных продуктов,физкультурных занятий. Влияние на здоровье длительного просмотра телевизионных передач и компьютерных игр. Организация досуга в большом городе.
Реализация содержания каждого направления предусматривает несколько этапов.
Подготовительный (ориентировачный)этап - изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ;определение содержания,доступного старшим дошкольникам;планирование видов работы и организационных форм.
Основной этап - сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора в рамках этой темы с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы являются специальные занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Закрепляющий этап - закрепление и систематизация представлений детей о ЗОЖ.
Основные виды и формы работы на этом этапе - занятия,беседы,прогулки,опыты,игры,досуги,соревнования,праздники,День здоровья,книжная выставка,выставка плаката,выставки изобразительной деятельности,оздоровительные и закаливающие мкроприятия.
Методическое содержание педагогической технологии
Закреплять представления лучше впродуктивной и предметно - практической деятельности,поэтому занятия могут строиться как интегрированные. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности могут быть полностью посвящены тематике ЗОЖ.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе,его организме и здоровье,об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни,о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека,о здоровом образе жизни,о поведении человека,способствующем здоровью и здоровому образу жизни.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях,необходимых человеку для жизни,о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
В ходе физкультурно - оздоровительной работы развивают физические,психические и нравственные качества детей,воспитывают самостоятельность,творчество. Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности,совершенствованию техники основных движений,развитию психофизических качеств,закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений,развитию интереса к спортивным и подвижным играм.
Воспитание культурно - гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться,вытираться,ухаживать за полостью рта,пользоваться носовым платком,правильно вести себя при кашле и чихании.
На занятиях с психологом у детей формируют представления о различных состояниях и чувствах человека,о потребности человека в общении,психологическом комфорте.
На некоторых занятиях по РЭМП в качестве раздаточного и демонстрационного материала могут быть использованы предметы личной гигиены,спортивный инвентарь,овощи,фрукты,а также изображения этих предметов.
На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.
Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников,способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках,аппликациях,поделках из пластилина,теста,глины.
Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ,закреплению полученных представлений и и их систематизация.
Знакомству дошкольников с различными факторами окружающей среды,оказывающими влияние на ЗОЖ,способствует театрализованная деятельность с участием педагогов,детей и их родителей. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде,на формирование основ экологической культуры личности.
Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений,соответствующих ЗОЖ,своевременно реагировать на проявления негативного поведения дошкольников в повседневной жизни.
Режимные моменты используются для формирования и заерепления у детей санитарно - гигиенических навыков,опыта закаливания.
При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий - игр с водой,световоздушных и солнечных ванн в тёплое время года;подвижных игр,занятий физической культурой.
Средствами формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников являются дидактические и сюжетно - ролевые игры,художественная литература,продуктивная и предметно - практическая деятельность.
В сюжетно - ролевых играх "Больница","Семья" следует формировать у дошкольников поведение,способствующее ЗОЖ,на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения,его влажной уборки,стирки одежды и постельного белья,огтаничения времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером,использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий,санитарно - гигиенических процедур,нелекарственных средств.
Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку,его здоровью и ЗОЖ. Можно организовать выставку детской литературы "Здоровье и здоровый образ жизни".В процессе подготовки к выставке детей знакомят с художественными произведениями по теме ЗОЖ,обсуждают их содержание,разучивают стихотворения,загадки. На открытие выставки приглашают родителей. Затем дошкольникам предлагают рассказать,с какими из представленных книг они уже знакомы,о чём эти книги. Такие рассказы педагоги и родители готовят с детьми заранее,что способствует преодолению трудностей некоторых дошкольников при составлении самостоятельных рассказов,а также позволяет родителям ощутить необходимость и результативность совместной деятельности с детьми. Книжная выставка длится несколько дней. В это время педагоги продалжают знакомить детей с представленными книгами,в дальнейшем это знакомство продолжается во время сюжетно - ролевой игры"Библиотека".
Совместная деятельность детей и взрослых по изготовлению страниц детского альбома"Здоровый образ жизни"направлена на закрепление и систематизацию представлений дошкольников о здоровье и ЗОЖ. Выполняют альбом на листах чертёжной бумаги формата А3. Каждая страница выполняется по следам конкретного мероприятия. Иллюстрациями служат детские рисунки,аппликации,поделки из бумаги,фотографии,марки,открытки и т. д.
В альбоме могут быть страницы с загадками,рассказами,которые составили дети,а с их слов записал педагог.
Когда все страницы альбома готовы,проводят его презентацию. Дети рассказывают о каждой странице альюома,отвечают на вопросы,читают стихи,поют песни,загадывают загадки.
В дальнейшем альбом можно использовать как демонстрационный материал на занятиях,при подготовке тематических выставок,выставлять в книжном уголке.
Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные,словесные и практические методы.
Наглядные методы включают наблюдения,демонстрацию,просмотр видеоматериалов,иллюстраций,выставки работ по изобразительной деятельности,выставки плаката.
Непосредственное восприятие объектов,явлений во время наблюдений способствует развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности.
Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях,направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыкок ЗОЖ.
Просмотр видеоматериалов,на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты,во время закаливающих и оздоровительных процедур,способствует формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению правильных представлений о ЗОЖ.
Словесные методы включают рассказы педагога,беседы,объяснения,методы проблемного обучения.
Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ,уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.
Объяснения проводят с целью разъяснения влияния различных факрорах окружающей среды на здоровье,для установления взаимосвязи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем,так как дошкольники часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно - следственные связи между образом жизни и здоровьем.
Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций,постановка ситуационных задач,проблемные вопросы,что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности. Педагогу совместно с детьми необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку предложенных решений.
Практические методы включают опыты,упражнения,предметно - практическую деятельность,продуктивную деятельность детей.
Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации деятельности детей,установление эмоционально - личностных контактов педагогов с дошкольниками,использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа,присутствие педагогов и детей из других групп,использование средств педагогического мастерства - мимики,пантомимики,силы и тембра голоса,темпа речи и т. д.).
Педагогическая технология формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста предполагает :
* системную разработку проблемы в разных направлениях:работу спедагогами и родителями,формирование здоровьесберегающего пространства,работу сдетьми;
*применение разнообразных форм и методов работы;
*использование разных видов деятельности детей,а также совместной деятельности детей и взрослых;
*последовательное формирование у ребёнка представлений о ЗОЖ;
*открывает возможности для мониторинга представлений детей о ЗОЖ на любом этапе работы.