Приложение МААМ

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.

Мария Закаляпина
Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
▼ Скачать + Заказать документы

Тема. Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.

*Содержание работы с детьми

Исследования показывают,что для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ необходимо внедрение специальной педагогической технологии,включающей коррекционно - педагогическую и воспитательно - образовательную работу с детьми,организацию специальных методических мероприятий для педагогов и просветительскую деятельность для родителей.

Публикация «Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни,» размещена в разделах

Особенностью предлагаемой технологии является работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ.

Содержание работы по формированию

представлений дошкольников о ЗОЖ :

1. Формирование когнитивного компонента представлений

-Образовательная работа с детьми (сообщение новых сведений,закрепление представлений,умений,навыков)

-Развивающая работа с детьми (развитие способности к установлению причинно - следственных связей между здоровьем и образом жизни)

2. Формирование поведенческого компонента представлений

-Воспитательная работа с детьми (формирование мотивации и потребности в ЗОЖ,профилактика негативного поведения)

Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принцепы:

*Принцип научности и достоверности - содержание сведений,предлагаемых дошкольникам,должно быть основано на научных фактах,личном опыте и чувственных ощущениях детей.

*Принцип доступности - предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.

*Принцип наглядности и занимательности - образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.

*Принцип природосообразности - формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников определены на основе целостного психолого-педагогического знания о ребёнке,особенностях развития его познавательной деятельности.

*Принцип индивидуально-дифференцированного подхода - педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребёнка и группы в целом.

*Принцип комплексного и интегративного подхода - формирование представлений о ЗОЖ осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов,предполагается использование различных видов и форм работы с детьми,педагогами и родителями,завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.

*Принцип активности и сознательности - формирование субъективной активности ребёнка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения,направленного на укрепление здоровья.

Условиями эффективной работы с детьми по формированию элементарных представлений о ЗОЖ являются :

*доступность сообщаемых сведений о биологических,социальных,экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;

*соблюдение принципов наглядности,последовательности,систематичности,постепенного усложнения материала;

*реализация воспитательно - образовательной работы с опорой на предметно - практическую и продуктивную деятельность дошкольников,обогащение их чувственного опыта,развитие умений наблюдать,анализировать,обобщать,устанавливать причинно - следственные связи между событиями;

*использование различных заданий и упражнений с учётом особенностей внимания,памяти,мышления и речи старших дошкольников;коррекция этих психических процессов в ходе формирования представлений о здоровом образе жизни;

*определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные со взрослым действия,подражание,образец,обобщённая словесная инструкция,расчленённая словесная инструкция).

Реализацию педагогической технологии формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников осуществляется в трёх направлениях.

Первое направление"Я-человек. Что я знаю о себе?"

Цель. Формировать представления детей о человеке как живом существе;об условиях,необходимых ему для жизни;об особых потребностях человека;о внешнем строении человека,органах чувств,некоторых внутренних органах;о различных состояниях и чувствах человека;о здоровье и болезни.

Основное содержание. Человек - живое существо,обитающее на земле. Внешнее сходство людей,их различия по возрасту,полу,росту,телосложению,цвету волос,глаз и т. д.

Для жизни человеку,как всем живым существам,нужны воздух,вода,пища,тепло,пространство. У человека есть особые потребности в жилище,общении с другими людьми,психологическом комфорте,познании.

У каждого человека есть имя,фамилия,он живёт рядом с родителями и другими близкими людьми. Человеку необходимо,чтобы его любили родные люди.

В начале своей жизни каждый человек является ребёнком и отличается от взрослых. Ребёнок растёт,учится общаться со сверстниками,развивается,познаёт мир.

Для знакомства с окружающим миром необходимы органы чувств. Внутри человека находятся органы,которые помогают ему дышать,есть,перемещать кровь по организму,двигаться. Признаки здоровья и болезни человека.

Второе направление"Образ жизни человека и здоровье"

Цель. Формировать представления детей об образе жизни человека;о ритмичности жизнедеятельности,режимных моментах,организации дня в детском саду,отдыхе,досуге;о психологическом комфорте,о зависимости здоровья от образа жизни.

Основное содержание. Условия жизни ребёнка включают климатические условия,место проживания,бытовую обустроенность,психологическую ситуацию в семье и в детском саду.

Деятельность ребёнка как игровая и учебная,двигательная подвижность,общение,бытовые взаимоотношения.

Деятельность каждого человека происходит в определённых условиях жизни и зависит от них. На здоровье человека влияют чистота тела,одежды и жилища,полезное питание,сон,отдых,прогулки,проветривание помещений,занятия физической культурой,закаливание,психологический комфорт.

Потребности человека и их реализация. Ритмичность жизнедеятельности. Режимные моменты. Распорядок дня в д/с и дома. Распределение и выполнение обязанностей в семье. Общение с другими людьми.

Влияние образа жизни на здоровье.

Третье направление"ЗОЖ в условиях большого города"

Цель. Формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе;о факторах окружающей среды,оказывающих особое влияние на здоровье человека;формирование поведения,способствующего ЗОЖ.

Основное содержание. Факторы окружающей среды большого города,влияющие на здоровье человека :состояние воздушного бассейна,шум,большое количество людей,интенсивные транспортные потоки,территориальная удалённость значимых для человека объектов в городе,дефицит времени,рекламное пространство,недостаток общения.

Значение растений для жизни человека в большом городе. Защитные функции растений. Лекарственные растения. Влияние природных факторов на здоровье человека. Выбор места для прогулки.

Правила поведения на улице и в транспорте. Безопасный переход улицы. Встречи с незнакомыми людьми и животными на улице. Безопасное поведение на игровой площадке.

Безопасное поведение дома.

Укрепление здоровья с помощью закаливания,санитарно - гигиенических процедур,гимнастики для глаз,дыхательных упражнений,полезных продуктов,физкультурных занятий. Влияние на здоровье длительного просмотра телевизионных передач и компьютерных игр. Организация досуга в большом городе.

Реализация содержания каждого направления предусматривает несколько этапов.

Подготовительный (ориентировачный)этап - изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ;определение содержания,доступного старшим дошкольникам;планирование видов работы и организационных форм.

Основной этап - сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора в рамках этой темы с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы являются специальные занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Закрепляющий этап - закрепление и систематизация представлений детей о ЗОЖ.

Основные виды и формы работы на этом этапе - занятия,беседы,прогулки,опыты,игры,досуги,соревнования,праздники,День здоровья,книжная выставка,выставка плаката,выставки изобразительной деятельности,оздоровительные и закаливающие мкроприятия.

Методическое содержание педагогической технологии

Закреплять представления лучше впродуктивной и предметно - практической деятельности,поэтому занятия могут строиться как интегрированные. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности могут быть полностью посвящены тематике ЗОЖ.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе,его организме и здоровье,об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни,о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человеказдоровом образе жизни,о поведении человека,способствующем здоровью и здоровому образу жизни.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях,необходимых человеку для жизни,о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

В ходе физкультурно - оздоровительной работы развивают физические,психические и нравственные качества детей,воспитывают самостоятельность,творчество. Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности,совершенствованию техники основных движений,развитию психофизических качеств,закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений,развитию интереса к спортивным и подвижным играм.

Воспитание культурно - гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться,вытираться,ухаживать за полостью рта,пользоваться носовым платком,правильно вести себя при кашле и чихании.

На занятиях с психологом у детей формируют представления о различных состояниях и чувствах человека,о потребности человека в общении,психологическом комфорте.

На некоторых занятиях по РЭМП в качестве раздаточного и демонстрационного материала могут быть использованы предметы личной гигиены,спортивный инвентарь,овощи,фрукты,а также изображения этих предметов.

На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.

Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников,способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках,аппликациях,поделках из пластилина,теста,глины.

Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ,закреплению полученных представлений и и их систематизация.

Знакомству дошкольников с различными факторами окружающей среды,оказывающими влияние на ЗОЖ,способствует театрализованная деятельность с участием педагогов,детей и их родителей. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде,на формирование основ экологической культуры личности.

Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений,соответствующих ЗОЖ,своевременно реагировать на проявления негативного поведения дошкольников в повседневной жизни.

Режимные моменты используются для формирования и заерепления у детей санитарно - гигиенических навыков,опыта закаливания.

При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий - игр с водой,световоздушных и солнечных ванн в тёплое время года;подвижных игр,занятий физической культурой.

Средствами формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников являются дидактические и сюжетно - ролевые игры,художественная литература,продуктивная и предметно - практическая деятельность.

В сюжетно - ролевых играх "Больница","Семья" следует формировать у дошкольников поведение,способствующее ЗОЖ,на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения,его влажной уборки,стирки одежды и постельного белья,огтаничения времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером,использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий,санитарно - гигиенических процедур,нелекарственных средств.

Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку,его здоровью и ЗОЖ. Можно организовать выставку детской литературы "Здоровье и здоровый образ жизни".В процессе подготовки к выставке детей знакомят с художественными произведениями по теме ЗОЖ,обсуждают их содержание,разучивают стихотворения,загадки. На открытие выставки приглашают родителей. Затем дошкольникам предлагают рассказать,с какими из представленных книг они уже знакомы,о чём эти книги. Такие рассказы педагоги и родители готовят с детьми заранее,что способствует преодолению трудностей некоторых дошкольников при составлении самостоятельных рассказов,а также позволяет родителям ощутить необходимость и результативность совместной деятельности с детьми. Книжная выставка длится несколько дней. В это время педагоги продалжают знакомить детей с представленными книгами,в дальнейшем это знакомство продолжается во время сюжетно - ролевой игры"Библиотека".

Совместная деятельность детей и взрослых по изготовлению страниц детского альбома"Здоровый образ жизни"направлена на закрепление и систематизацию представлений дошкольников о здоровье и ЗОЖ. Выполняют альбом на листах чертёжной бумаги формата А3. Каждая страница выполняется по следам конкретного мероприятия. Иллюстрациями служат детские рисунки,аппликации,поделки из бумаги,фотографии,марки,открытки и т. д.

В альбоме могут быть страницы с загадками,рассказами,которые составили дети,а с их слов записал педагог.

Когда все страницы альбома готовы,проводят его презентацию. Дети рассказывают о каждой странице альюома,отвечают на вопросы,читают стихи,поют песни,загадывают загадки.

В дальнейшем альбом можно использовать как демонстрационный материал на занятиях,при подготовке тематических выставок,выставлять в книжном уголке.

Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные,словесные и практические методы.

Наглядные методы включают наблюдения,демонстрацию,просмотр видеоматериалов,иллюстраций,выставки работ по изобразительной деятельности,выставки плаката.

Непосредственное восприятие объектов,явлений во время наблюдений способствует развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности.

Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях,направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыкок ЗОЖ.

Просмотр видеоматериалов,на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты,во время закаливающих и оздоровительных процедур,способствует формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению правильных представлений о ЗОЖ.

Словесные методы включают рассказы педагога,беседы,объяснения,методы проблемного обучения.

Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ,уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.

Объяснения проводят с целью разъяснения влияния различных факрорах окружающей среды на здоровье,для установления взаимосвязи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем,так как дошкольники часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно - следственные связи между образом жизни и здоровьем.

Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций,постановка ситуационных задач,проблемные вопросы,что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности. Педагогу совместно с детьми необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку предложенных решений.

Практические методы включают опыты,упражнения,предметно - практическую деятельность,продуктивную деятельность детей.

Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации деятельности детей,установление эмоционально - личностных контактов педагогов с дошкольниками,использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа,присутствие педагогов и детей из других групп,использование средств педагогического мастерства - мимики,пантомимики,силы и тембра голоса,темпа речи и т. д.).

Педагогическая технология формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста предполагает :

* системную разработку проблемы в разных направлениях:работу спедагогами и родителями,формирование здоровьесберегающего пространства,работу сдетьми;

*применение разнообразных форм и методов работы;

*использование разных видов деятельности детей,а также совместной деятельности детей и взрослых;

*последовательное формирование у ребёнка представлений о ЗОЖ;

*открывает возможности для мониторинга представлений детей о ЗОЖ на любом этапе работы.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников посредством дидактических игр и наглядного пособия «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия» Говорова Наталья.

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования потребности в здоровом образе жизни у дошкольников Видео Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется представить вашему вниманию свой опыт работы по формированию у детей потребности в здоровом.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни «Научим Мишутку быть здоровым» Интегрированная образовательная деятельность во второй младшей группе с ведущей образовательной областью «Физическое развитие» формирование.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Набирая группу детей и анализируя состояние здоровья воспитанников,.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни в процессе физкультурно-оздоровительных занятий С каждым годом возрастает процент детей имеющих отклонения в здоровье, отмечается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости.

Картотека бесед и игр по формированию у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни. 1. «Изучаем свое тело» Учить называть органы чувств; рассказывать об их роли в организме и о том, как их беречь; Учить различать запахи.

Картотека дидактических игр по формированию представлений дошкольников о здоровом образе жизни Дидактическая игра «Чтобы глазки не болели» Цель: Формировать знания об органах зрения. Воспитатель читает правила и показывает карточки-модели.

План-конспект НОД «О здоровом образе жизни» Тема НОД: «Воспитание у детей здорового образа жизни» Группа Учебные материалы Подготовительная Программа планирования учебной деятельности.

Рекомендации родителям о здоровом образе жизни ребёнка Дорогие взрослые! Вашему ребёнку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что.

Развитие потребности дошкольников в здоровом образе жизни посредством проектной деятельности С целью определения эффективности работы по развитию потребности дошкольников в здоровом образе жизни посредством проектной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
Опубликовано: 5 октября 2017 в 20:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.» (включая файлы) размещена пользователем Мария Закаляпина (УИ 386030) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД