Чернякова Оксана Юрьевна
Формирование представлений у детей среднего дошкольного возраста о способах устранения загрязнений окружающей среды мусором
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема загрязнения окружающей среды всегда являлась актуальной, а сегодня она стоит на одном из приоритетных мест. Так как состояние загрязнения городов, сел, отдельных земельных участков, и всей планеты в целом достигло критического уровня. Такое количество мусора, которое сейчас есть в мире, в нашей стране, не может так быстро переработать наша планета. То количество мусора, которое «предоставляет» человек планете, необходимо организованно систематизировать и классифицировать, а также искать пути решения правильной организации вопроса в области не только его утилизации, но и сортировке [1].
Публикация «Формирование представлений у детей среднего дошкольного возраста о способах устранения загрязнений окружающей среды мусором» размещена в разделах
Начинать нужно с малого. Именно через такую призму мы реализовываем деятельность в нашем детском саду по устранению загрязнений окружающей среды мусором.
Сначала мы знакомим детей с основными понятиями:
Экология – это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир – дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома» [3].
Загрязнение окружающей среды – нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит к вредному воздействию на оболочки Земли и на самого человека.
Мусор – это любые отходы, включая твердые остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов. Иными словами мусор – это отходы человеческой деятельности [2].
Основная цель, которую мы решаем – формировать представления у детей среднего дошкольного возраста о способах устранения загрязнений окружающей среды мусором.
Исходя из данной цели, мы поставили следующие задачи:
Расширять знания дошкольников об источниках возникновения мусора, их классификации и способов утилизации.
Создать условия для формирования у детей умений устранять загрязнения окружающей среды мусором.
Активизировать внимание родителей к решению задач по формированию представлений и умений у детей дошкольного возраста о способах устранения загрязнений окружающей среды мусором.
Мы предлагали детям дидактическую игру «Сортировка мусора». Ее цель: ознакомление детей с понятиями «сортировка мусора», «вторичная переработка» и повышение экологической культуры.
Задачи:
- формировать представления у детей о вторичной переработке мусора для сохранения окружающей среды;
- развивать умения сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены;
- развивать внимание, память, мышление;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде.
Детям предлагается экологическая ситуация. Например: «Мы пошли гулять в лес, а там повсюду валяется мусор…», «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор…» Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы». Пособие состоит из контейнеров для мусора, к ним прилагаются карточки с изображением мусора. Дети, определяя материал, из которого изготовлена ненужная вещь, называют его и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нем.
Нами был реализован детско-родительский проект «Что делать с мусором?», его цель –создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.
Задачи проекта:
- привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором;
- учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе;
- учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы;
- развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения.
В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты, слабо развиты потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор. Изучив интересы детей, проводя анкетирование, мы обогатили развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями.
Нами были предложены следующие мероприятие в рамках реализуемого проекта:
- «Мусору нет!». Наблюдение за тем, как ежедневно выбрасывают мусор и куда он девается?;
- Беседа с детьми «Помоги природе»;
- размещение информации в родительском уголке;
- Разработка консультаций и газет для родителей «Прикоснись к природе сердцем», «Мусор и окружающая среда»;
- Зеленый патруль «Чистый уголок детского сада»;
- Экологическая акция «Мой чистый двор»;
- Квест-игра с родителями и детьми «Мусор убираем – природу спасаем!» и др.
Таким образом, после реализации работы в ДОУ по формированию представлений у детей среднего дошкольного возраста о способах устранения загрязнений окружающей среды мусором были получены следующие результаты:
- отработанные навыки реализации способов устранения загрязнений окружающей среды мусором у детей среднего дошкольного возраста;
- доверительные и партнерские отношения с семьями обучающихся и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах формирования представлений у детей среднего дошкольного возраста о способах устранения загрязнений окружающей среды мусором;
- отработанная система устранения загрязнений окружающей среды мусором на территории ДОУ.
Библиографический список
Никонова Л. Детям об экологической безопасности// Пралеска. 2018. № 11. С. 59-62.
Пискунова Е. Н. Воспитание экологической культуры в ДОУ // Молодой ученый. 2017. № 12 (146). С. 536-539.
Усвоение детьми дошкольного возраста основ экологической безопасности на основе реализации долгосрочного проекта «Мусор» // Молодой ученый. 2017. № 47.1 (181.1). С. 32-50.