Татьяна Торгашова
Формирование представлений о времени у детей 5–6 лет. Конспект образовательной деятельности «Гостья с другой планеты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать интерес детей к знаниям, развивать познавательные способности.
Задачи:
• развивать общие познавательные способности (наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы проверки);
• поощрять стремление к совместной работе, оказанию помощи друг другу;
• содействовать умению проводить анализ объектов: выделение целого, затем частей, деталей, пространственного расположения объекта в целом;
• прививать интерес к интеллектуальной деятельности (размышлению, рассуждению, поиску вариантов решения задачи);
• формировать представление о частях суток: утро, вечер, день, ночь;
Публикация «Формирование представлений о времени у детей 5–6 лет, Конспект образовательной деятельности „Гостья с другой планеты“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
• учить последовательно определять дни недели; называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;
• обогащать словарный запас детей посредством углубления знаний о мире: существительными, прилагательными, наречиями; активизировать словарь с помощью игр и упражнений с использованием наглядного материала;
• развивать диалогическую форму речи. Поощрять высказывания своего мнения, согласие или несогласие со сверстниками.
Оборудование:
Икт, видеоролик робота Евы, глобус, настольная лампа, картинки «Части суток», музыкальная аудио игра «Роботы и звёздочки», карточки с цифрами от 1 до 7(3 комплекта) для игры «Неделька – стройся», палочки Кюизенера по набору на 2 человека для конструирования, схемы космических кораблей.
Ход образовательной деятельности:
(Дети заходят в музыкальный зал)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей в детском саду! Здравствуйте, гости! (здравствуйте)
На экране ИКТ появляется заставка: мигающая красная сирена с надписью ВНИМАНИЕ!
Воспитатель: Что это за звуки, откуда они? (на экране)
Голос Евы: Опасность! Опасность! Корабль вышел из строя…Катапультироваться…. Катапультироваться…
На экране ИКТ появляется робот Ева:
- Планета Земля… Единственная планета солнечной системы, на которой возможна жизнь! Покрыта зеленой растительностью, огромным синим океаном, содержащим более миллиона островов, сотнями тысяч ручьев и рек, огромными массами земли, которые называются континентами, горами, ледниками и пустынями…Эта планета мне подходит! Я могу здесь жить! Но мне нужна темнота, солнечный свет мне не нужен…
Воспитатель: Что произойдёт с нашей планетой, если на ней будет только ночь? Как люди смогут жить, если не будет солнечного света? Как будут чувствовать себя животные и растения? (всё живое погибнет, люди будут болеть, растения погибнут, потому что им нужен свет, животные тоже погибнут)
- Почему? (потому что людям для жизни на Земле нужен свет)
Воспитатель: (обращаясь к Еве) Ева, мы не можем жить так. Нам нужны и ночь и день, правда, ребята? (да)
Ева: Хорошо! Объясните мне, почему на одной стороне планеты День, а на другой Ночь, почему на Земле не может быть всегда ночь? (на столе настольная лампа и глобус)
Воспитатель: Ева, мы тебе покажем эксперимент.
Ребята, у нас есть макет планеты Земля, как он называется? (глобус)
Когда мы с вами смотрим на глобус, мы можем определить, где день и где ночь? (Да, нет) Как (ответы детей)
-Чтобы нам узнать, нужно посветить на глобус, но к нам в зал не проникают солнечные лучи, чем мы можем заменить солнечный луч? (Ярким лучом от лампы или фонарика)
Если я направлю свет от лампы на глобус, теперь можно определить, где на Земле День, а где Ночь? (да) И как?
Для того, чтобы эксперимент получился, нам нужно создать ощущение ночи. Как это сделать, каким способом? (закрыть шторы, выключить свет)
- Туда, где попадает солнечный свет, там День, а где тень, там Ночь.
Если на одной стороне Земли день, а с другой ночь, может ли быть на нашей планете всегда только ночь? Я предлагаю это проверить.
У меня есть флажок, которым мы обозначим на глобусе город, в котором живём. (это город Тюмень). Какое у нас сейчас время суток? (день)
Теперь медленно будем поворачивать глобус, прошёл день и в нашем городе наступила - ночь. И так день и ночь всегда сменяют друг друга.
-Ева, мы тебе показали и доказали, что на Земле бывает и День, и Ночь!
Ева: Информация не определена, информация не определена…Когда нужно спать? Когда нужно гулять? Когда нужно ужинать? Завтракать? Правила непонятны!
Воспитатель: Ева, мы сейчас поиграем в игру «Части суток» и ты поймёшь, для чего они нам нужны? (на столах разложены картинки, педагог читает стихотворение, а дети, разделившись на команды, в соответствии с текстом выкладывают карточки по порядку)
Утро наступает, солнышко встает,
Всех ребяток будит, в детский сад зовет.
День уж наступает, много дел у нас:
Погулять, покушать и настал сончас,
А потом мгновенно вечер подойдет,
Нас домой из сада мама заберет.
Вскоре ночь наступит, всем нам спать пора,
И спать мы будем крепко до самого утра!
Воспитатель: Ребята, назовите соседей утра, дня, вечера, ночи. (ночь и день, утро и вечер, день и ночь, вечер и утро).
Ева: Теперь понятно! Информация принята.
Ева: Не могу шевелиться… не могу шевелиться…мне нужно движение… движение…
Воспитатель: Ребята, Еве нужны движения, она робот. Вы знаете какую-нибудь игру для роботов. (да, про роботов)
Музыкальная игра «Роботы и звёздочки»
Ева: Я поняла, что на Земле день сменяет ночь, и снова, день сменяет ночь, и снова, день сменяет ночь. Это - много дней. Как их различить? Первый - второй - третий! Я права! Я молодец!
Воспитатель: Ева, ты права, действительно, есть первый, второй, третий и т. д. дни, всего их семь, и каждого есть свое название. Мы сейчас тебе об этом расскажем!
На ковре расположены карточки. Сколько их? (7) А как вы узнали? (посчитали)
Как вы думаете, почему карточек 7? Что они обозначают? (они обозначают дни недели) У дней недели разные имена, давайте вместе вспомним названия дней недели (дети называют дни недели, зрительно ориентируясь на карточки: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Неделька, стройся». Ребята, сейчас будет звучать музыка, вы можете потанцевать. Как только музыка стихнет, вам нужно взять себе карточку, посмотреть, какая цифра на ней изображена, найти дорожку такого цвета, как ваша карточка и построиться на дорожке по порядку, от первого дня недели, до последнего, т. е. от одного до семи. Будьте внимательны, смотрите, кто ваши соседи.
(на ковре лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети под музыку выполняют музыкальные движения, по окончании музыки поднимают карточки с пола, ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели) (первый – понедельник, второй-вторник)
Молодцы! Все дни недели построились по порядку. А теперь узнаем, как называются ваши дни.
У кого цифра один, карточки поднимите, день недели дружно назовите! Понедельник!
У кого цифра два, карточки поднимите, день недели дружно назовите! Вторник! Игра продолжается до последнего дня недели.
Сколько дней в неделе выходных, а сколько рабочих? (два выходных: суббота, воскресенье; пять рабочих: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница). А теперь команды представьтесь, как можно вас, всех вместе, назвать одним словом? (Неделя) - ответ каждой команды.
Ева: Хорошо! Я всё поняла. Ваша планета хороша! Но мне нужно отправляться на свою планету… на планету «Альфа. Мой космический корабль потерпел крушение, мне не добраться … мне не добраться … мне не добраться …
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Еве? (построить корабль, нарисовать, слепить)
-Из чего мы можем построить для Евы космический корабль? (из конструктора, из лего, из кубиков, из палочек, из модулей)
-Я вас приглашаю в конструкторское бюро, где работают конструкторы, которые создают космические корабли. Любые модели конструкторы создают, пользуясь чертежами и схемами. Разделитесь по парам, с кем вам удобно и интересно работать, выбирайте схему космического корабля, какую конструкцию вы хотите выполнить. Если мы в лаборатории, то как назвать тех, кто в ней работает? (лаборанты)
(Дети садятся за столы, на столах палочки Кюизенера) Что вы видите у вас на столах? (палочки) Из них можно построить космический корабль для робота Евы, чтобы отправить её домой? (можно)
Лаборанты, у вас есть схемы, можно приступать к изготовлению космического корабля.
Воспитатель: ребята закончили конструировать космические корабли, и Ева готова к полёту!
Ева: До свидания! До свидания! Отправляюсь на «Альфу», отправляюсь на «Альфу», там меня ждут! До свидания! (Ева улетает)
Воспитатель: Ребята, кому вы сегодня помогали? (роботу Еве) Что произошло у Евы? (сломался корабль) Она могла остаться жить на нашей планете? (нет, потому что ей нужна темнота, а у нас на Земле есть день и ночь) Как вы ей об этом рассказали? (показали эксперимент, называли части суток, дни недели, играли в игры) А как вы её отправили домой? (построили космические корабли) Кому бы вы рассказали о встрече с роботом? (маме, папе, сестре, брату) Ребята, вы, молодцы! Справились со всеми заданиями!
(дети уходят в группу) Рефлексия может быть проведена в группе.