Ольга Харламова
Конспект образовательной деятельности с детьми 5–6 лет. Путешествие по реке времени «История ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема образовательной деятельности: Путешествие по реке времени «История ложки»
Методы и приемы реализации содержания занятия
- беседа с детьми, разъяснение
- использование демонстрационного материала,
- создание ситуации выбора,
- постановка проблемы,
- речетворчество,
- обсуждение
- наблюдение,
- поощрение
- продуктивная деятельность.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие,
- речевое развитие
- художественно-эстетическое
Возрастная группа: 5-6 ЛЕТ
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми 5–6 лет, Путешествие по реке времени „История ложки“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Цель: формирование представления детей об истории возникновения ложки, ее разновидностях, качествах и свойствах.
Задачи:
Образовательные:
•формирование у детей представление о системе сенсорных эталонов материалов и длительности времени;
•совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
Развивающие:
•развивать мыслительные процессы: внимание, память, мышление, восприятие;
•развивать мелкую и крупную моторику;
•развивать творческие способности;
•развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: древность- старина- современность, сувенир, ложкари, береста.
•развивать способность к исследованию.
Воспитательные:
•воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
•воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;
•воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
•воспитывать умение договариваться, учитывать интересы других.
Планируемые результаты:
- имеет представления о временных отрезках жизни,
- имеет представления об истории возникновения ложки,
- способен анализировать предложенную ситуацию,
- проявляет интерес к исследовательской деятельности,
- охотно участвует в коллективной деятельности,
- свободно общается со сверстниками и взрослыми о свойствах, разновидностях ложек.
- имеет представления о временных отрезках жизни,
- имеет представления об истории возникновения ложки,
- способен анализировать предложенную ситуацию,
- проявляет интерес к исследовательской деятельности,
- охотно участвует в коллективной деятельности,
- свободно общается со сверстниками и взрослыми о свойствах, разновидностях ложек.
Наглядные пособия: панно с изображением реки, иллюстрации с изображением ложек, картинки для сочинения небылиц, альбом иллюстраций ложек, книга авторских сказок о ложках.
Мультимедийные: проектор; ноутбук; презентация «История ложки».
Литературные: загадка про ложку.
Музыкальные: видеозапись ансамбля ложкарей.
Оборудование: банка с джемом, различные виды ложек, набор пластмассовых ложек.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
Введение в тему
Педагог заносит джем, который по меню в полдник на бутерброды. Обращает внимание детей и просит определить, какой джем. (Варианты ответов)
Воспитатель: Определить точно, какой джем мы не сможем, не попробовав его. Ложек нет, Любовь Васильевна положила их на обработку.
Воспитатель: А как можно поесть без ложки? (Ответы детей).
(Обсуждение с детьми культуры приёма пищи).
- Ложка, это, что?
- Столовый прибор.
Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет и без нее невозможно обойтись.
Не лопата, не совок
Что захватит, то в роток
Кашу, суп или окрошку
Вы узнали? Это (ложка).
Мотивация деятельности детей
- А всегда ли люди пользовались такими же ложками, какими сейчас пользуемся мы? Как мы можем узнать? (Варианты ответов). Да, мы можем узнать из книг, энциклопедии, спросить у взрослых, подумать самим, посмотреть в интернете. (Дети распределяются для сбора информации, затем делятся информацией друг с другом). Интересную информацию о ложке прочитаю вам в энциклопедии. (Чтение информации)
А еще узнать историю ложки мы сможем, совершив путешествие по «реке времени».
Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время.
Целеполагание
- На «реке времени» обозначены остановки (обращаю внимание детей, называют остановки): древность, старина, наше время, наполним каждую остановку картинками с изображением ложек разных времен, все картинки найдут своё место на «реке времени.
Основная часть
- История ложек начинается с древних времен.
Перенестись в древность нам помогут часы. (Проговаривание слов с движениями кистей рук):
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В древность все мы попадем.
Остановка-древность.
Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками пользовались люди в древности? (Варианты ответов детей)
Самая первая ложка была сделана из глины, которую обжигали на костре. Удобно ли было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень неровная и не прочная.
- Время шло, люди начали придумывать другие ложки. Из чего были еще ложки? Ложки из рыбьих костей, из костей животных и их рогов, из коры деревьев, из камня.
Когда не было ложек, использовали ракушки. Возьмите ракушки, что вы можете сказать, удобно ли было есть из ракушки? Почему? Края острые, неровные, нет ручки
- Вот какими ложками пользовались в древности. (Итог)
Воспитатель: Снова с помощью волшебных стрелок часов переместимся в старину:
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В старину мы попадем.
Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано из бересты. А что такое береста? (Словарная работа: береста). А позже стали делать ложки из дерева, деревянные. Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками. Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Богатые люди, цари пользовались серебряными, золотыми ложками. Деревянные ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Мастера изготовляли и расписывали разными узорами ложки. Так же их дарят как подарок - сувенир. (Обратить внимание элементами какой росписи украшены деревянные ложки).
- А как ещё использовали ложки на Руси?
Ложку используют ещё как музыкальный инструмент.
- Как называют людей, которые играют на ложках? (Словарная работа: ложкари)
- Берите ложки красивые, расписные, посмотрим, послушаем детский ансамбль ложкарей. Можно подыграть ложками, подвигаться под музыку.
- Про ложки народом придумано много загадок, пословиц, поговорок, а мы попробуем придумать небылицы. Что такое небылица?
-Это стихотворение о том, чего на сомом деле не бывает. Подберите к слову «ложка» слова в рифму (варианты детей): ложка - кошка – окошко – картошка. (Выставляются картинки)
(Совместное речетворчество)
Примерные варианты:
(с первого слова)
На столе стояла ложка
Любовалась ею кошка
Засмотрелись все в окошко
Ах, какая там картошка!
(с последнего слова)
Потушили нам картошку
Положили на окошко
Прибежала быстро кошка
Съела ложкой всю картошку.
(с средней картинки)
Кошка прыгнула в окошко
Подружиться с нашей ложкой
Веселиться и плясать
Картошку музыкой развлекать.
Пора перемещаться в наше время, в современность.
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В наше время попадем.
А какими ложками пользуемся мы дома, в детском саду, из чего они изготовлены? (Из разного металла: сталь, серебро, алюминий и т. д.) Слайд
Воспитатель: Ребята, история ложек очень интересна.
Сейчас я вам предлагаю подойти к столу и рассмотреть разные ложки. (Деревянные, стальные, серебряные, позолоченные, алюминиевые, пластмассовые, фарфоровые). Возьмите их в руки, потрогайте, рассмотрите. Чем они похожи, чем отличаются? (дети называют характеристики). Исследуем с детьми какие ложки легче-тяжелее, что ощущается при прикосновении различных ложек к телу: тепло-холод, какое звучание при простукивании: глухое-звонкое.
Воспитатель обращает внимание на пластмассовые ложки. Где пользуются пластмассовыми ложками?
С помощью пластмассовой ложки можно сделать самомассаж, попробуем?
- Вот картинки с изображением ложек разных времен, все они найдут своё место на «реке времени». Воспитатель обращает внимание детей какие ложки куда помещают дети, подводит итог.
Заключительная часть
Рассматривание и анализ «Реки времени»
- Посмотрим на результат нашей работы. Правильно расположены все картинки? Какие ложки мы разместили в древность, старину, наше время?
- Ребята, а что нового вы узнали во время путешествия?
- Что самое интересное расскажите родителям?
- Вы довольны своей работой?
- Вы молодцы, хорошо работали, а теперь берега реки заполним разноцветными камешками, если было интересно и увлекательно путешествовать, прикрепите камешки теплых тонов, а если не совсем, то – холодных, цветовой спектр вам поможет выбрать. (Обращает внимание на цветовой спектр)
Подводим итог прикленных камешков.
Определение перспективы дальнейшей деятельности
- А как вы представляете, какой может быть ложка в будущем времени?
- Историю какого предмета вы хотели бы еще узнать?