Светлана Травова
Формирование представлений о правилах дорожного поведения у детей 5–7 лет посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Травова Светлана Валерьевна
студентка факультета педагогического и художественного образования
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический
институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,
s.travova@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правила дорожного поведения, дети 5-7 лет, проектная деятельность.
Публикация «Формирование представлений о правилах дорожного поведения у детей 5–7 лет посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
АННОТАЦИЯ: В статье рассмотрены особенности формирования представлений о правилах дорожного поведения у детей 5-7 лет посредством проектной деятельности, приводятся результаты экспериментального исследования.
FORMATION OF REPRESENTATIONS ABOUT RULES OF THE ROAD BEHAVIOR IN CHILDREN 5-7 YEARS THROUGH PROJECT ACTIVITIES
Travova Svetlana Valeryevna
student of pedagogical and art education
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
KEY WORDS : traffic rules of behavior, children 5-7 years, the project activity.
ABSTRACT : The article describes the features of the formation of ideas about the road rules of behavior in children 5-7 years through the project activities, results of an experimental study.
Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение им правил дорожного движения – одна из актуальнейших тем сегодняшнего времени. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дорогах.
Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизического развития, как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного учреждения. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых.
На сегодняшний день в отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н. Авдеевой, А. В. Гостюшиным, Н. И. Клочановым, О. А. Скоролуповой, Р. Б. Стеркиной, Т. А. Шорыгииой и др. [1; 2; 3; 6; 1; 8].
Так, в книге О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения» представлены тематическое планирование и конспекты занятий по разным направлениям развития детей дошкольного возраста с элементами обучения ПДД: по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи и математике, по рисованию и аппликации, по конструированию. В каждое из перечисленных занятий включается материал дошкольников с ПДД [6, c. 10].
Также интересна система С. II. Черепановой. Ей предлагается система перспективного планирования работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице. Предлагаемая система организации работы включает обучение в разных возрастных группах и в различных формах организации деятельности детей : занятия, целевые прогулки и наблюдения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, работа с родителями и т. п. [7, c. 26].
В последующие годы в дошкольной педагогике все больше разрабатываются программы по правилам дорожного движения. Е. А. Козырева, Т. А. Пухова, В. Л. Шмундяк разработали программы «Азбука поведения на дороге», «Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города» [4].
Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, направленная на формирование представлений о правилах дорожного поведения является проектная деятельность. Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и не- изведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой [5, c. 4].
Проведенный анализ литературы показал недостаточную разработанность проблемы формирования представлений о правилах дорожного поведения у детей 5-7 лет посредством проектной деятельности.
С целью изучение уровня сформированности представлений о правилах дорожного движения у детей 5-7 лет было проведено исследование.
Экспериментальное исследование проходило на базе ДОУ № 103 г. о. Саранска в 2016 г. В эксперименте приняли участие 20 детей 5-7 лет, из них 10 детей составили экспериментальную группу, 10 – контрольную. В качестве метода исследования нами использовалось различные задания, позволяющее изучить представления о правилах дорожного поведения у детей 5-7 лет.
Обобщенные результаты исследования сформированности представлений о правилах дорожного поведения у дошкольников экспериментальной группы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Общий уровень сформированности представлений о правилах дорожного поведения у детей экспериментальной группы
Уровни сформированности представлений о правилах дорожного движения
низкий средний высокий
абс. % абс. % абс. %
Количество человек 4 40 5 50 1 10
Согласно данным таблицы 1, низким уровнем сформированности представлений о правилах дорожного поведения характеризуются 40 % детей. Средний уровень сформированности представлений о правилах дорожного поведения имеют 50 % дошкольников. Высокий уровень сформированности представлений о правилах дорожного поведения выявлен у 10 % детей экспериментальной группы.
Обобщенные результаты исследования сформированности представлений о правилах дорожного поведения у дошкольников контрольной группы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Общий уровень сформированности представлений о правилах дорожного поведения у детей контрольной группы
Уровни сформированности представлений о правилах дорожного движения
низкий средний высокий
абс. % абс. % абс. %
Количество человек 4 40 4 40 2 20
Результаты проведенного исследования показали, что на низком уровнем сформированности представлений о правилах дорожного поведения находятся 40 % детей контрольной группы. Средним уровнем сформированности представлений о правилах дорожного поведения характеризуются 40 % дошкольников. Высокий уровень сформированности представлений о правилах дорожного поведения имеют 20 % детей контрольной группы.
Таким образом, как показало проведенное исследование, значительная часть детей экспериментальной и контрольной групп характеризуется низким и средним уровнем сформированности представлений о правилах дорожного поведения. Лишь небольшая часть дошкольников имеет высокий уровень представлений о правилах дорожного поведения. Все вышесказанное подвело нас к мысли о необходимости проведения опытно-экспериментальной работы по формированию представлений о правилах дорожного поведения у детей 5-7 лет в процессе проектной деятельности.
Формирующий эксперимент проводился на базе ДОУ № 103 г. Саранска. В нем приняло участие 10 детей экспериментальной группы.
В ходе реализации проектной деятельности были обобщены и расширены знания детей о правилах дорожного движения, сформировано сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения. Большое внимание уделялось игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включала в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадали в предметно-развивающую среду группы, где могли применить полученные навыки в игровой деятельности : играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
С целью выявления эффективности проектной деятельности, направленной на повышения уровня сформированности представлений о правилах дорожного поведения у детей 5-7 лет был проведен контрольный эксперимент. В контрольном эксперименте были использованы методики, аналогичные тем, что применялись нами в констатирующем эксперименте.
Обобщенные результаты исследования сформированности представлений о правилах дорожного поведения у дошкольников экспериментальной группы после формирующего эксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 3
Общий уровень сформированности представлений о правилах дорожного поведения у детей экспериментальной группы (до и после формирующего эксперимента
Уровни сформированности представлений о правилах дорожного движения
низкий средний высокий
до после до после до после
абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %
Кол-во человек 4 40 - - 5 50 7 70 1 10 3 30
Согласно данным таблицы 3, низкий уровень сформированности представлений о правилах дорожного поведения не имеет ни один дошкольник. На среднем уровне находятся 70 % детей экспериментальной группы. У детей сформирована значительная часть представлений о правилах дорожного поведения. Высоким уровнем характеризуются 30 % дошкольников экспериментальной группы. Дети уверенно отвечали на все вопросы. Все ответы дошкольников были полными и развернутыми.
Таким образом, как показало проведенное исследование, большая часть детей 5-7 лет экспериментальной группы имеет средний и высокий уровни сформированности представлений о правилах дорожного поведения. С нашей точки зрения, полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы с дошкольниками по формированию представлений о правилах дорожного поведения в процессе проектной деятельности.
Обобщенные результаты исследования сформированности представлений о правилах дорожного поведения у дошкольников контрольной группы представлены в таблице 4.
Результаты проведенного исследования показали, что на низком уровнем сформированности представлений о правилах дорожного поведения находятся 40 % детей контрольной группы. Средним уровнем сформированности представлений о правилах дорожного поведения характеризуются еще 40 % дошкольников.
Таблица 4
Общий уровень сформированности представлений о правилах дорожного поведения у детей контрольной группы (до и после формирующего эксперимента
Уровни сформированности представлений о правилах дорожного движения
низкий средний высокий
до после до после до после
абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %
Кол-во человек 4 40 5 50 4 40 3 30 2 20 2 20
Высокий уровень сформированности представлений о правилах дорожного поведения имеют 20 % детей контрольной группы.
Итак, как показало проведенное исследование, многие дети контрольной группы имеют низкий и средний уровни сформированности представлений о правилах дорожного поведения. Небольшая часть дошкольников характеризуется высоким уровнем.
Таким образом, согласно результатам контрольного исследования значительная часть детей 5-7 лет экспериментальной группы характеризуется средним и высоким уровнями сформированности представлений о правилах дорожного поведения. При этом, в контрольной группе часть дошкольников имеет низкий и средний уровни. По нашему мнению, полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы с дошкольниками по формированию представлений о правилах дорожного поведения в процессе проектной деятельности.
Список использованных источников
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: для детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : Просвещение. – 2006. – 46 с.
2. Гостюшин, А. В. Азбука выживания / А. В. Гостюшин, С. И. Шубкина. – М. : Школа выживания, 1994. – 169 с
3. Клочанов, Н. И. Правила дорожного движения с комментариями / Н. И. Клочанов. – Ростов-на/ Д: Феникс, 2008. – 216 с.
4. Козырева, Е. А. Азбука поведения на дороге. Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города / Е. А. Козырева, Т. А. Пухова, В. Л. Шмундяк. – М. : Центр Пропаганды, 2013. – 73 с.
5. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Консультации для педагогов / сост. С. Л. Гвинейская. – Белово, 2010. – 24 с.
6. Скоролупова, О. А. Правила и безопасность дорожного движения / О. А. Скорлупова. – М. : Просвещение, 2011. – 40 с.
7. Черепанова, С. Н. Правила дорожного движения / С. Н. Черепанова. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2012. – 80 с.
8. Шорыгина, Т. А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.