Валентина Амелякина
«Ориентировка во времени». Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:Закреплять преставление о последовательности дней недели, учить детей называть месяцы года, развивать чувство времени, длительность интервалов (5 и 10 минут, учить детей определять время по часам, познакомить детей с часами и их назначением.
Упражнять в счете в пределах 20; упражнять в составлении числа 10 из двух меньших чисел, упражнять в определении времени по часам с точностью до часа.
Материал к занятию:У воспитателя: часы с большим циферблатом, цифры, счетные палочки, игра «Подбери пару».
Публикация «„Ориентировка во времени“, Формирование элементарных математических представлений, Подготовительная группа» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
У детей: «Математический набор», счетные палочки.
Ход занятия:Беседа с детьми.
Воспитатель. Загадаю вам ребята загадку:
Стучит, бренчит, вертится,
Никто не боится,
Считает весь свой век, а все ж не человек.
(Часы)
На руке и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до захода
(Часы)
Дети. Отвечают.
Воспитатель. Правильно - это часы. А как вы думаете, зачем они нужны?
Дети. Отвечают.
Воспитатель. Показывает детям разные часы и спрашивает: как можно назвать одним словом? (Настенные).
Дети. Настенные.
Воспитатель. Правильно. А как называются часы, которые стоят на столе?
Дети. Настольные.
Воспитатель. А те, которые носят на руке?
Дети. Наручные.
Воспитатель. Дети, а чем отличаются все эти часы друг от друга? Дети. Формой, величиной, местом расположения, разными по длине стрелками.
Воспитатель. А теперь скажите, чем они похожи?
Дети. На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.
Воспитатель. Рассказывает об устройстве часов: цифры нанесены на циферблат, движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длинная, другая короткая. Длинная (большая) стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Короткая (маленькая) проходит по кругу очень медленно - показывает часы. Минута - короткий отрезок времени, а час длинный. Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит прошел час. А короткая за это время сдвинулась от одной цифры до другой. Чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте как у меня. Сейчас часы показывают ровно 12 часов. Теперь короткую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную оставьте на 12. Часы показывают ровно 1 час.
Дети. Выполняют еще несколько заданий: поставить стрелки на 2,3,4,5 и т. д. часов.
Воспитатель. Каждый раз просить детей рассказывать, как должны быть расположены стрелки.
Спрашивая у детей о времени, надо правильно задавать вопрос:
— Сколько времени?
— Который час?
ФизкультминуткаРаз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже —
Руки за спину положим,
Г олову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках
Сколько раз
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.
Практическое задание:Воспитатель. Предлагает детям отсчитать десять палочек. Сколько десятков вы отсчитали?
Дети. Один.
Воспитатель. Сколько единиц сверх десятка?
Дети. Ни одной.
Воспитатель. Если ни одной, то какой цифрой это можно обозначить?
Дети. Цифрой 0.
Воспитатель. Запиши число 10. Сверх десятка палочек я добавлю еще 3 палочки. Сколько палочек на доске? (13). Отсчитайте столько же квадратов. Сколько у вас квадратов на столе?
Дети. 13.
Воспитатель. Как вы записали это число?
Дети. Вместо ноля поставили цифру 3.
Воспитатель. Правильно. Цифра 3 показывает, что в числе 13-3 единицы, а цифра 1 - показывает, что в нем один десяток.
Дети выполняют еще задание воспитателя с цифрами 17,19, 15:
1. Сколько квадратов на столе?
2. Как вы «записали» число?
3. У кого из вас получилось число 17, 19,15?
Проведение игры «Подбери пару». Правила игры: игроки берут по одной карте и называют время на нарисованных часах. Затем ребенок находит партнера, часы, на карточке которого показывают тоже время.
Воспитатель. Предлагает детям отгадать загадки:
Вот по кругу друг за дружкой
Ходят дружно две подружки
Не толкаясь, не мешая,
Быстро движется большая.
Дети. Стрелки часов.
Воспитатель.
Мы день не спим, мы ночь не спим,
И день, и ночь стучим, стучим.
Дети. Часы.
Воспитатель.
В деревне есть часы такие
Не мертвые, а живые.
Ходят без завода
Они птичьего рода.
Дети. Петух.
Подведение итоговЛитература:1. В. П. Новикова «Математика в детском саду». Подготовительная группа
2. Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников»
3. В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей»
4. Л. Г. Петерсон «Раз - ступенька, два - ступенька»
5. Н. Х. Холина. Методические рекомендации.