Елена Кучеренко
Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Кучеренко Е. В. воспитатель ДГ Мушковановской НШ
Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей. Особое значение я придаю формированию математической грамотности.
Публикация «Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Работая с детьми, я обратила внимание, на то, что часто они могут отвлекаться, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют, то они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, настойчивость в достижении цели.
Я предлагаю подборку игр, которые использую в своей работе с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Игра «Что изменилось»
Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета.
Материалом служат геометрические фигуры двух величин, пяти форм, четырех цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.
Игровые задания :
1. У меня большой красный квадрат, рядом ставлю маленький красный треугольник. Что изменилось? (Размер и форма) сколько признаков изменилось?
2. Поставь фигуры так, чтобы изменился один признак.
3. Поставь фигуры так чтобы изменилось два признака.
4. Поставь фигуры так чтобы изменилось три признака.
Игра «Веселая гусеница»
Дидактическая задача : Закрепить знание цифр первого десятка. Учить называть предыдущее и последующее число к названному в пределах 10.
Игровые задания :
1. Построй гусеницу по образцу.
2. Построй гусеницу так, чтобы цифры были расположены по порядку от меньшего к большему.
3. Построй гусеницу так, чтобы цифры были расположены по порядку от большего к меньшему.
4. Какую цифру ты поставишь после цифры…
Игра «Объёмные геометрические тела»
Дидактическая задача: развивать способность соотносить объёмные тела (шар, конус, куб, цилиндр) с аналогичными плоскостными геометрическими фигурами (треугольником, прямоугольником, квадратом, овалом)
способности умения концентрироваться и переключаться; формировать умения дифференцировать геометрические тела с опорой на форму и цвет. Ход игры:
Ребёнку предлагаю рассмотреть объёмные
геометрические тела. Скажи, пожалуйста: «Как они называются и чем отличаются?» Проводится игра «Найди пару!». Ребёнок соотносит лежащие на столе плоскостные геометрические фигуры с объёмными, например, конус-треугольник, шар-круг, куб-квадрат, цилиндр - прямоугольник.
Вариант игры с использованием чудесного мешочка.
1. Ребёнок находит и достает из вмешочка
фигуры, называет их.
2. На столе лежат геометрические фигуры, ребёнок в мешочке (на ощупь) находит ему пару по форме и размеру.
Игра «Посади цветы на клумбу»
Дидактическая задача: научить решать логические задачи, развивать умение выявлять в объектах разнообразные свойства.
Задание: посади на клумбу цветы, соблюдая условия данные на карточке.
Игра «Числовые домики»
Дидактическая задача: закреплять знания о составе числа из двух меньших.
Дидактическое пособие «Круги Лиллуя»
Дидактическая задача:
1. Соотнеси форму с геометрической фигурой.
2. Найди предмет похожий на объемную геометрическую фигуру.
3. Который час показывают часы.
Дидактическое пособие «Математический планшет»
Дидактическая задача: закреплять умение ориентироваться в пространстве, знание геометрических фигур. Упражнять в счете.
Задание: положи в правый верхний кармашек все квадраты, в левый нижний треугольники.
Варианты заданий:
1. в левый нижний положи столько кругов, сколько раз я хлопну в ладоши, а в левый верхний на 1 кружок больше.
2. Сколько геометрических фигур в правом верхнем кармашке, назови их, положи в правый нижний на 1 фигуру меньше.
3. В каком кармашке фигур больше, (меньше).
Также использую такой дидактический материал как блоки Дьенеша и палочки Кюзенера.
Основная цель использования мною дидактического материала «Блоки Дьенеша» направлена на то, чтобы научить дошкольников решать логические задачи: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке к подобным играм формирую у детей четкое представление о вешней и внутренней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Подобные игровые упражнения провожу, как индивидуально, так и с подгруппами детей.
Цветные счетные палочки Кюзенера предоставляют ребенку большие возможности для исследований: различения цвета, размера, количества, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др.